ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЁМ

 

Задание 1. Визуальная оценка экологического состояния реки или озера (пруда)

Прежде чем начать детальное исследование различных параметров водного объекта, полезно иметь общую оценку его экологического состояния, основанную на визуальных наблюдениях.

Работу в точке наблюдения лучше начинать с описания различных факторов, которые могут свидетельствовать об экологическом состоянии водного объекта, о происходящих в нем процессах. Свои наблюдения записывают в полевой дневник.

Оборудование, приборы и материалы

Топографическая карта бассейна реки или озера (пруда), фотоаппарат, дневник.

Цель и задачи работы

Освоение методов визуальной оценки экологического состояния водного объекта, выявление и описание факторов, определяющих экологическое состояние водных объектов, документирование выявленных нарушений в дневнике и на фотографиях.

Порядок выполнения работы

Опишите местность, где расположен водоем или точка наблюдения (лес, луг, поле, район жилых построек, район промышленных сооружений и т.д.).

Определите способ использования реки: водозабор, зона отдыха, устройство плотин, запруд, искусственных пляжей, участок сброса сточных вод, снегосвалки и т.д. Оцените состояние берегов и русла реки (деформации берегов, обвалы, оползни и русла отмели, заводи), оцените роль естественных природных процессов в деформации берегов и русла реки.

Охарактеризуйте с экологической точки зрения, ранее построенные или вновь строящиеся сооружения по берегам водоема: жилые дома, промышленные объекты, автозаправки, мосты и другие строения.

Отметьте степень захламленности берегов и русла реки бытовым и промышленным мусором, наличие кострищ. Опишите преобладающий мусор: автомобильные покрышки, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки и т.п.

Опишите грунт на берегу и дне водоема, приводя его качественную характеристику и соотношение между собой его компонентов (ила, песка, глин и т.п.). Приводится описание цвета грунта, размер и степень окатанности обломков.

Опишите наземную растительность, окружающую водоем, прибрежную и водную растительность, используя определители растений.

Дайте названия животных, птиц, насекомых, рыб, замеченных на берегу или в водоеме.

Приведите характеристику качества воды, особенно отмечая признаки загрязнения воды: наличие запаха, пленки на поверхности воды, плавающих примесей и скоплений мусора, пены, выделение пузырьков воздуха.

Охарактеризуйте обрастания на предметах, погруженных в воду (слизь, бахрома, налет и другие формы).

 

Задание 2. Изучение видового состава растительности

По берегам водоемов произрастает большое количество видов растений. Это могут быть виды, непосредственно обитающие в воде около берега, или виды, образующие сообщества, приспособленные к влажным почвам — лесные или луговые. На видовую структуру фитоценозов влияет рельеф, а также происхождение водоема: естественное или искусственное. Естественные водоемы окружены влаголюбивой растительностью, формирующейся на естественно образовавшихся почвах под действием реки или озера. Искусственные водоемы (пруды, каналы и т.д.) обычно заселены посаженными человеком растениями, что отражается не только на видовом составе древесной растительности, но и на видовом разнообразии травянистых растений, а также на расположении их в сообществе. Изучение видового состава необходимо для выявления редких и охраняемых видов и для дальнейшего описания фитоценозов, окружающих водоем.

Приборы, материалы и оборудование

Определители высших растений, лопатка для выкапывания травянистых растений, дневник.

Цель и задачи работы:

Изучение видового разнообразия растений вокруг водоема, овладение маршрутной методикой изучения растений, выявление разнообразия видов, определение степени естественного происхождения водоема.

Порядок выполнения работы

Двигаясь в определенном направлении, обойдите водоем вокруг вдоль берега.

Запишите в полевой дневник названия всех встреченных растений, произрастающих от края берега до расстояния 10 метров от него. Данные занесите в таблицу:

 

 

Виды растений у края воды и растущие в воде у берега Виды растений в удалении от берега до 5 метров Виды растений в удалении от берега до 10 метров
     

*Для определения видов используйте различные справочники-определители.

 

Задание 3. Изучение видового состава околоводных беспозвоночных и позвоночных животных

Приборы, материалы и оборудование

Сачки, лотки, ложки, пинцеты и банки для ловли беспозвоночных, определители водных беспозвоночных, дневник.

Цель и задачи работы

Выявить видовой состав беспозвоночных животных, обитающих в пресном водоеме, выловить беспозвоночных животных и определить их видовой состав.

Порядок выполнения работы

Не заходя в воду глубже 40-50 см или с берега, проведите сачком по поверхности воды, по средней ее части, а затем по дну. Если на дне растут водные растения, то сачком проведите и по ним, частично захватив их. Возможно попадание ила в сачок.

Все попавшее в сачок выложите в широкий лоток или миску с водой. Хорошенько промойте, с помощью ложки или пинцета выловить беспозвоночных животных и поместите их в стеклянную банку. Если исследование проводится в холодное время года, надо следить, чтобы воды в банке не замерзла.

С помощью определителей и бинокуляров или штативных луп производится определение и составление списка видов беспозвоночных(не менее 15 видов).

Изучение околоводного и водного состава позвоночных животных*

Изучите зооценозы водных и околоводных позвоночных животных.

* Рыбы

— Познакомьтесь с видовым составом рыб стоячих и проточных водоемов (по уловам рыбаков и малькам, отловленным сачком), учитывая специфику абиотических факторов этих водоемов.

— Поместите мальков в банку с водой, выясните, какими плавниками они пользуются, плавая на одной глубине и меняя ее. Понаблюдайте, как мальки работают жаберными крышками, открывая и закрывая при этом рот. Объясните механизм работы "насоса", обеспечивающего прохождение воды при дыхании через рот, глоточную полость, жаберные щели.

— Разделите рыб на экологические группы, взяв за основу способ добывания пищи и ее состав (хищные и разноядные рыбы). Обратите внимание, как рыбы берут корм со дна, какое положение при этом занимает их тело. Объясните причину отсутствия подвижного сочленения позвоночника с черепом у рыб. Выясните, какие морфофизиологические особенности рыб присущи этим экологическим группам (степень развития и расположения зубов, особенности строения кишечной трубки и пр.).

— Установите место в трофической цепочке хищных и разноядных рыб.

— Обратите внимание на окраску тела хищных и мирных рыб. Свяжите окраску тела хищных рыб с их способом охоты.

* Земноводные

Познакомившись с признаками земноводных, наиболее часто встречающихся у воды и в воде, определите их видовой состав в разных типах водоемов.

— Изучите признаки, связывающие земноводных с водной средой (слизистые железы в коже, кожное дыхание, перепонки на задних конечностях) и с наземной (наличие век, выпуклой роговицы, среднего уха, конечностей пятипалого типа, легочного дыхания, подвижного сочленения черепа с позвоночником и пр.). Объясните наличие этих признаков, исходя из специфики среды обитания.

Понаблюдайте за особенностями движения лягушки на суше и в воде.

— Изучите кормовое поведение лягушек — специфику охоты, захвата и заглатывания пищи.

— Определите место лягушек и тритонов в трофической цепочке.

— В мелком водоеме наловите головастиков, находящихся на разных стадиях метаморфоза, попытайтесь разобраться, в какой последовательности у них появляются новые органы и утрачиваются старые.

— Изучите адаптации головастиков к водной среде обитания.