Резюме модуля
Профессионально-педагогические ситуации (кейсы) и практико-ориентированные задания
×
Резюме модуля
Цель – формирование целостного представления об области знания, изучаемого педагогической психологией, овладение системой знаний о закономерностях процесса учения и воспитания, о педагогической деятельности и личности учителя. Овладение диалектическим методом познания человека и общими закономерностями его развития.
Задание 1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?
Великий русский педагог К.Д.Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания.
1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность с правом ответственности за поступок.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.
7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Задание 2. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с главного. Составьте свой свод правил, отражающий ваш собственный «Образ».
Бенджамин Франклин (1706 – 1790) выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя, «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот эти комплексы:
– Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.
– Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
– Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.
– Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
– Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
– Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.
– Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
– Умеренность. Следует избегать крайностей: сдерживать насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
– Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
– Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
– Скромность и т.д.
Но в целом, – так Франклин подводил итог к концу жизни, – хотя я весьма далек от совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта.
Задание 3. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? Можно ли перенести этот прием на подростков? В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?
В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: – «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, которые сидят справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
Задание 4. Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?
В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать – самоуверенный подросток, толково объясняет старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета.
– Прости, пожалуйста, Игорь, – остановил его брат, – а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?
– А что я могу, – удивился Игорь. – В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту….
– Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?
– В хоккей иногда играю, а зарядку – нет.
– А по математике у тебя какие успехи?
– Ничего, балла четыре, наверное, будет.
– В авиамодельном кружке занимаешься?
– Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.
– В радиотехнике разбираешься?
Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал: «Ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику и черчение… Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?».
Задание 5. Составьте личный план развития по предложенной схеме.
Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы.
1. Деятельность – обучение в вузе и самореализация личности студента.
– Хорошо ли я представляю выбранную специальность?
– Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей?
– Какую работу я хотел бы выполнять по окончанию вуза?
– Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас?
– А через пять лет?
– Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим личным требованиям.
2. Человеческие отношения – в семье, вузе, в общении с друзьями.
– Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?
– Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
– Умею ли я слушать?
– Навязываю ли я другим свои мнения и свои мысли?
– Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
3. Здоровье – психофизическое состояние.
– Каково мое самочувствие?
– Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?
– Занимаюсь ли я спортом?
– Каков мой вес (масса тела)?
– Достаточно ли я сплю?
– Забочусь ли я о своем теле?
– Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?
1. Душевный комфорт – психическое состояние.
– Занимаюсь ли я саморазвитием?
– Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?
– Посещаю ли я выставки, концерты, театры?
– Есть ли у меня какое-либо хобби?
– Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями?
– Достаточно ли развита моя воля?
– Что я могу делать для душевного комфорта?
Задание 6. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? Что может подумать соседка о семье Тани? Что значит быть воспитанным человеком? Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?
Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, – попросила мама. – Чао, мамочка. Приду в шесть. И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.
– Девочки, – говорит кто-то нам, – вы бы уступили место женщине с сумками.
– Вот еще! – Резко ответили мы.
– Да, молодежь пошла…..
– Ну, завели….
Мы так увлеклись разговором с Мариной. А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.
В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.
– Пожалуйста, милости просим, дверь открылась и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых сумок».
Задание 7. Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи. Как бы вы поступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант задачи.
Работая с 1-м классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу – используя психологические особенности младшего школьника, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указанием педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.
Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.
– Почему у тебя спичка сломана? – спросила учительница.
– Я ее поломал, чтобы она не росла, – ответил мальчик.
Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.
Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.
Задание 8. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? Какое решение приняли бы вы в подобном случае?
Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:
– Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка?
Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.
– Это секрет? – серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.
– Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.
Задание 9. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?
– Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!
Варианты ответов:
1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.
2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.
3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?
4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!
5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы…..
Задание 10. Какое решение кажется вам более верным? Как бы вы отреагировали на подобные слова мальчика? О чем говорит данная жизненная ситуация? В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?
В минувшую субботу – а стояла сентябрьская на удивление располагающая к доброму настроению погода – меня остановил на улице мальчик и просто сказал:
– Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля…
Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице – здоровый румянец.
– Послушай, а зачем тебе деньги?
– Мороженого захотелось.
Способы решения:
1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как спросить: «Тебе не стыдно?»
2. Я взглянул на него выразительно и, ничего не сказав, пошел дальше.
Задание 11. Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка? Если бы об этом узнал учитель математики, чтобы он сделал?
Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня – круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед отпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывая смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания. Поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».
Задача 12. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло. Когда слово учителя производит воспитательный эффект? О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.
Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю.
– Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки.
Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:
– Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку…
Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование.
Задание 13. Определите недостающий этап формирования умственных действий и понятий (по П. Я. Гальперину).
На уроке математики во 2-м классе педагог предложил учащимся сразу же после объяснения нового материала запомнить и повторить алгоритм выполнения письменного вычисления. Какой этап формирования умственных действий и понятий не учел педагог?
Задание 14. Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог.
а). После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте.
б). Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в три действия.
в). Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.
Задание 15. Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А. Барто.
Все я делаю для мамы,
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Арифметику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Задание 16. Иллюстрацией какого психического новообразования, возникшего в процессе учебной деятельности младшего школьника, является стихотворение А. Барто.
Сережа руку поднимает,
Он все на свете понимает.
Гляжу: красивый он какой
Сережа с поднятой рукой.
И тоже руку поднимаю,
Хоть ничего не понимаю.
Задание 17. Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающиеся в современной психолого-педагогической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание».
«Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду».
М. В. Гамезо
«Воспитание – есть целенаправленное воздействие (в процессе обуче-ния, параллельно с ним или вне его) на человека с целью сформировать у него определенные (рассматриваемые обществом в каждый исторический период его развития как социально значимые позитивные) ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок и т. д., выраженное отношение к себе, к другим людям, к обществу, к миру».
И. А. Зимняя
«Психология воспитания – особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю сущность воспитательного процесса... Предмет психологии воспитания – формирование личности в процессе воспитания».
А. В. Петровский
«Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (мате-риальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду».
Л. Д. Столяренко
«Педагогическая воспитательная деятельность – это преднамеренное создание условий становления личности, и она всегда предполагает собственную активность воспитываемого лица. На высших стадиях эта активность приобретает сознательный характер и превращается в целенаправленную и планомерную деятельность по самовоспитанию».
Т. В. Габай
«Суть проблемы воспитания заключается в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств».
М. А. Холодная
«Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности».
И. Н. Логинов
Задание 18. Объясните, в чем причина нездоровых взаимоотношений между Таней и ее родителями. Укажите, какие особенности психической деятельности родителей в данном примере мешают правильной оценке поведения Тани. Докажите, какими качествами личности должны обладать родители, чтобы между ними и детьми были здоровые взаимоотношения.
Забота о любимом человеке из-за непонимания его поступков и поведения, иногда приобретает уродливые формы, делает жизнь невыносимой. Прочитайте отрывок из письма в редакцию шестнадцатилетней Тани: «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но разве так любят? Вечно подозрения, вопросы – с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь – не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят, почему? Просто ругают. И все от любви, да..?»
Задание 19. Укажите, какое психологическое содержание вкладывает автор в понятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на активность психических процессов и свойств личности школьника. Какие факторы, по вашему мнению, определяют радостное настроение в процессе учения школьника, дайте педагогическую оценку их значимости. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения являются важнейшим элементом его профессионального мастерства. Приведите примеры из ваших наб-людений.
Психологи и опытные учителя утверждают, что для формирования у школьников интереса к учению большое значение имеет радостное настроение, порождаемое содержанием и организацией процесса обучения, а также характером оценки достижения учащихся со стороны учителя. Особо подчеркивает значение умения учителя вовремя заметить и правиль-но оценить успехи ученика. Внимательно прочитайте выдержку из статьи Ф.Эйсена и дайте ответы на вопросы.
«...Каждый, кто знает школу, на своей практике убедился в том, что гораздо эффектнее подстегивает ребенка, подростка похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая уловка не только не исключает требовательности, но даже предполагает ее. Просто, прежде чем предъявлять требования, надо воспитать того, к кому они обращены, подготовить их к выполнению.
Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к учению, когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждут только неприятности. Умение найти в личности каждого ученика сильные стороны, на которые можно и нужно опереться, должно стать непременной профессиональной обязанностью каждого педагога. Кто же снимет с детских плеч груз, образовавшийся от неуспехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сделает учитель?».
Задание 20. Укажите, правильно ли поступила учительница, сохранив в тетради оценку за верно решенный пример. Дайте оценку поведения ученицы; какие качества ее личности наиболее ярко проявились в ее действиях. Докажите, как должен поступать учитель в случае ошибоч-ных действий при оценке знаний и поведения ученика. Приведите примеры из личных наблюдений.
Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная учеником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.
Вот пример из практики работы учительницы начальных классов .
Учительница второго класса зачитала оценки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку.
В самом последнем примере 51 – 1 = 50 был зачеркнут ответ красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учительнице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ".
Учительница посмотрела в тетрадь ученицы и с явно недовольным жестом перечеркнула несколькими поперечными черточками свою черту, а оценку оставила ту же.
Увидев сердитые глаза учительницы, выражение злобы на лице и ее резкие действия по исправлению своей ошибки, Оля не решилась продолжать разговор с учительницей об оценке. В конце урока девочка подошла к учительнице и тихо сказала:
– А как же с оценкой? У меня решено правильно!
В ответ на это учительница сказала:
– Будешь в следующий раз выдержаннее.
Оля с недоумением села на место и заплакала.
Задание 21. Укажите, какими побуждениями руководствовалась девочка Катя, прося учительницу не наказывать мальчика. Дайте оценку действиям учительницы и директора школы. Докажите, какими качествами личности должен обладать учитель и директор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведение ученика и принимать педагогически оправданные меры наказания за его проступки.
В педагогической психологии доказано, что объективная оценка учителем поведения учащихся повышает воспитательный эффект его воздействий на поведение школьника. Неправильная оценка поведения школьника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явно выраженный протест.
Внимательно прочитайте ситуацию и дайте ответы на вопросы. Мальчик, которому в первом классе прилепили ярлык шалуна, во второй – хулигана, а в третьей – «отпетого», чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это нарочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худенькая девочка, которая до тех пор слыла робкой тихоней.
– Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже несколько дней простужен и чихнул не нарочно .
– Может быть, ты меня учить будешь? - повысила голос учи-тельница.- Сядь и не вмешивайся не в свое дело.
Но девочка не села.
– Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно. Я могу дать честное слово.
– А болен – пусть идет домой, – недовольно сказала учительница, начинавшая уже выходить из себя.
– Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал. Ведь правда, вы так скажете? – допытывалась девочка. – И за что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите этого видеть.
С точки зрения молодой учительницы, работавшей только второй год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нужны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к директору.
Директор школы за долгую жизнь перевидал разных детей, и многие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на девочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и сказал учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так звали девочку) он побеседует сам.
Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, тихо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице.
– Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... – начал он.
– Что нужно вызвать ее родителей? – почти перебила Ирина Ивановна .
– Нет, я хотел сказать другое, Я хотел поблагодарить вас за то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и, главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате, что она молодец, потому что оказалась способной отстоять товарища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспитываете в них вы, не так ли? – спросил директор и хитро посмотрел на Ирину Ивановну».
Задание 22. Какими педагогическими мотивами руководствовалась учительница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученика В.Розова? Какие психологические особенности детского мировоззрения увидела учительница в «откровении» учащихся по случаю пожара школы? Докажите, что педагогический такт в общении с учащимися является важнейшим условием утверждения авторитета учителя.
Педагогической психологией доказано, что большое значение для утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя позиция по отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимоотношениях с ними.
Драматург Виктор Розов в воспоминаниях об учителе писал:
«У каждого человека связана с учителями масса воспоминаний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна Перкон дает тему сочинения: "Самый памятный день в школе". Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость.
Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала:
– Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горящей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять.
Я сказал, что написал правду.
Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать, "безыдейное" содержание...
Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, что та моя радость выглядела странной. Но ведь это были мои детские ощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаевна знала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собой и развиваться свободно, даже помогала этому. Я и по сей день дружу с дорогой Евгенией Николаевной".
Задание 23. Какие барьеры семейного воспитания отражены в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии»? Дайте психологический анализ позиции мамы в конфликте мальчика с отцом. Определите тип установок семенного воспитания, представленный в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии».
Мама притянула Журку к себе, посидела молча. Потом серьезно сказала:
– Есть у вас общее…
– Что?
– Ваше самолюбие. У обоих одинаковое. Гордость...
Журка подумал над этими словами. Честно подумал, а не так, чтобы сразу
сказать плохое. Но, подумав, беспощадно сказал:
– У него не самолюбие, а злость... И какая там гордость? Книжку унес потихоньку и даже сказать побоялся. А я потом хоть сквозь землю...
– Но он же не знал! Журка!.. Ты пойми, что он совсем по-другому смотрел на это. Думал, что эти книжки для тебя, как игрушки для малыша: сперва поиграешь, а потом надоест и забудешь. А если забыл про старую игрушку, зачем напоминать? Взял и унес... Помнишь, как я твои старые машинки в кладовку прятала? Если ты не видел, то и не вспоминал, а как увидишь - вцепишься: жалко!
– Это совсем другое дело...
– Но папа-то не знал, что другое. Он просто тебя не понимал. А ты его. Ты его тоже очень обидел.
– Ну да! – вскипел Журка. – На свои обиды у него есть гордость! А меня можно, как... бумажную куклу...
– Почему куклу?
Журка сказал неожиданно осипшим голосом:
– А помнишь, когда я маленький был, ты мне разных куколок вырезала из бумаги? А для них одежду бумажную, чтобы наряжать по-всякому... Ну вот, он меня как такого бумажного человечка – будто скомкал... Мама долго молчала. Журка, чтобы спрятать заблестевшие глаза, стал натягивать через голову рубашку. Из-под рубашки проговорил:
– Я знаю, что сперва был виноват... Потому что так сказал... Но он на меня, как будто я самый страшный враг...
– Он горячий... и он уже не думал, что это так закончится! Ему в детстве столько раз попадало от родителей, и он никуда не бегал. Вот и сейчас не понял: что тут страшного.
Задание 24. Проанализируйте ситуацию. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует предпринять классному руководителю?
Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом.
Задание 25. Смоделируйте диалоги в системах: «учитель – отец (мать)»; «учитель – ученица».
Учитель ставит двойку отличнице, которая отказалась отвечать на уроке из солидарности с остальными учениками класса. Возмущенный отец (мать) приходит в школу и требует разъяснений у учителя.
Задание 26. Познакомьтесь с отрывком из произведения В. Крапивина «Журавленок и молния». Какой индивидуальный стиль педагогической деятельности (по классификации А. К. Марковой и А. Я. Никоновой) был у педагога Вероники Григорьевны? Сопоставьте личностные характеристики Вероники Григорьевны и Аллы Геннадьевны. Какие психологические особенности Вероники Григорьевны вызывали симпатию у ребят?
Вероника Григорьевна преподавала литературу. Только не у пятиклассников, а в более старших классах. Но знали ее все. Она заведовала школьным драмкружком, устраивала для младших ребят литературные утренники, а кроме того, иногда заменяла у пятиклассников Анну Анатольевну, которая часто болела.
Выглядела Вероника Григорьевна внушительно: высокая, полная, с дремучими бровями, пегой косматой прической и решительным, как у рим-ского полководца, подбородком. И голос у нее был подходящий для такой внешности – басовитый и рокочущий. Он прокатывался по всем этажам хромом вагонных колес, когда Вероника Григорьевна созывала ребят:
– Эй, оболтусы мои ненаглядные! Пошли в класс, у меня к вам интересное дело!
«Оболтусы» – это ученики 8-го «А», где Вероника Григорьевна была класс-ным руководителем. В этом классе учился Егор Гладков. Он говорил:
– Вероника - во! Лучше, чем она, учителей не бывает. В самом деле, Веронику Григорьевну все любили. Когда она приходила к пятиклассникам вместо «Аннушки», ребята знали, что двойки никому не грозят и скуки на уроке не будет. Если кто-нибудь не мог ответить у доски, Вероника Григорьевна рокотала:
– Ох, оболтусы... Что же мне теперь, твой дневник двойкой украшать? Это по литературе-то? Русская литература, дорогие мои, существует на свете для того, чтобы доставлять людям радость, а не огорчения... Садись и к следующему уроку выучи так, чтобы не краснеть перед Пушкиным и Гоголем...
Потом она принималась что-нибудь рассказывать. Не всегда по плану, урока, но обязательно интересное: про дуэль Пушкина и Дантеса, про то, как воевал на Севастопольских бастионах Лев Толстой, про старинные романы о рыцарях Круглого стола. Или про то, как со своими сыновьями Витькой и Борисом (тоже восьмиклассниками и «оболтусами») путеше-ствовала по Прибалтике и Карелии. Один раз Сашка Лавенков спросил:
– А почему ваши ребята не в нашей школе учатся? Вероника Григорьевна замахала большими руками.
– Ну-ну-ну! Этого мне еще не хватало! Было бы здесь на двух оболтусов больше.
И, не смущаясь, рассказала, как накануне ее вызывали в школу № 7 по поводу милых Витеньки и Бори:
– Акселераты несчастные! С меня ростом, а устроили с подшефными третьеклассниками конный бой на перемене. Шкаф со спортивными куб-ками уронили, балбесы... И на кого! Хоть бы на учителя физкультуры, а то на музыканта! Класс веселился...
Вероника Григорьевна была энергичным человеком. Когда приходилось устраивать в школе тематический вечер, выставку, встречу гостей или фестиваль искусств, Алла Геннадьевна обязательно звала ее на помощь. Сама Алла Геннадьевна была завуч. Точнее, заместитель директора по внеклассной работе. Она ходила по школе прямая, со сжатыми губами и постоянно чем-то раздосадованная. Обиженно блестели ее круглые очки – такие большие, что они напоминали эмблему, которую укрепляют на крышах свадебных такси. Если человек все время чем-то недоволен, разве он может устроить праздник? Поэтому и нужна была Вероника Григорьевна.
Задание 27. Познакомьтесь с отрывком из произведения В. Крапивина «Жу-равленок и молнии». Что можно сказать о педагогических способностях Маргариты Васильевны?
– Тебе хорошо, готовиться не надо. А я уже третий раз. И зачем Маргарита меня политинформатором назначила...
– Потому что рассказываешь интересно.
– А я больше не буду интересно... Надо по очереди, а она все на меня. Пионерское поручение! Если по правилам, то классный руководитель не имеет права пионерские поручения давать, он ведь не вожатый. Нам это еще в третьем классе объясняли. Горька сказал с коротким зевком:
– С Маргаритой мы еще хлебнем.
– Ну уж, хлебнем, – заступился Журка. – Обыкновенная. Как все учителя... Вот Виктор Борисович – тот в самом деле вредный. Как заорет... Журка даже поежился, вспомнив завуча Виктора Борисовича – сухого, с аккуратным пробором и маленьким ртом, съеженным, как высохшая ро-зочка.
– Витенька – просто псих, – сказал Горька. – Маргарита хуже.
Задание 28. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на уча-щегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».
Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
1. «Вот тебе и на!»
2. «А что тебе смешно?»
3. «Ну, и ради бога!»
4. «Ты что, дурачок?»
5. «Люблю веселых людей».
6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение»
7. _______________________________________
Задание 29. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам; «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:
1. «Твое дело – учиться, а не учить учителя».
2. «Таких как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
7. __________________________________________.
Задание 30. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать».
Какой должна быть реакция учителя?
1. «Не хочешь – заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».
7.____________________________________________.
Задание 31. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Что должен на это ему ответить учитель?
1. «Если честно сказать – сомневаюсь».
2. «О, да конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
7. _________________________________________.
Задание 32. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спор-тивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». Как нужно ответить ему?
1. «Попробуй только».
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это – твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4 «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка, с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему это так именно для тебя».
9.
Задание 33. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу!»
7. __________________________________________.
Задание 34. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне, – говорит ученик учителю и добавляет: – Я вообще думаю бросить занятия».
Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
7. __________________________________________.
Задание 35. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю само-уверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захо-тел. В том числе мне ничего не стоит усвоить преподаваемый вами пред-мет».
Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? – сомневаюсь».
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
7. __________________________________________.
Задание 36. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать. «Меня считают достаточно способным человеком». Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
7. _____________________________________________________.
Задание 37. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т. п.)». Как следует на это отреагировать учителю?
1. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел(а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
7. ____________________
Задание 38. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся».
Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел(а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7. __________________________________________.
Задание 39. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время тоже ничего не получалось».
7. __________________________________________.
Задание 40. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это плохо».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение
изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
8.__________________________________________.
Задание 41. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-то из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».
Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
7. ____________________________________________.
Задание 42. Проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками (табл.) и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы.
Модели педагогического взаимодействия
Критерии анализа
Модели педагогического взаимодействия
Модель невме-шательства «руки прочь»
Учебно-дисциплинарная модель «твердой руки»
Личностно-ориентированная модель взаимодействия «возьмемся за руки»
Цель взаимо-действия
Хочу, чтобы меня оставили в покое
Дать знания, сформировать умения и навыки
Развитие индивиду-альности ребенка
Лозунг взаимодействия
«Сам справится»
«Думай и делай как я»
«Мы вместе»
Способы об-щения
Холодное наблюдение, уход, раздражение, непринятие
Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения
Понимание и при-нятие личности ре-бенка
Тактика
Мирное сосу-ществование
Диктат или опека
Сотрудничество
Личностная позиция педагога
Не брать на себя ответственность
Удовлетворить требования контролирующей инстанции Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития
Результат взаимодейст-вия
?
?
?
Задание 43. Проанализируйте заповеди Суфийской мудрости, опираясь на структуру педагогической деятельности:
Постановка целей и задач исходя из анализа педагогической ситуации
Выбор и применение средств воздействия
Контроль и оценка педагогических
воздействий
(педагогический
самоанализ)
Суфийская мудрость (VIII в.). 8 заповедей
1. Обращайся с учениками как с собственными детьми, относись к ним с радостью и добром.
2. Следуй примеру дающего закон: он не должен ждать вознагражде-ния за работу и не должен принимать ни оплаты, ни благодарности.
3. Не отказывай ученику в совете и не позволяй работать на такой сте-пени трудности, к какой он не готов.
4. Отговаривая ученика от дурного, учитель действует намеком, а не прямо. Прямые запреты разрушают покров благоговения и вызывают упрямство.
5. Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежи-тельно отзываться о другой науке.
6. Учитель должен ограничивать ученика посильными для его ума дей-ствиями.
7. Учитель должен давать ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума.
8. Учитель должен делать сам то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова.
Задание 44. Насколько эта фраза способствует повышению успеваемости учащихся?
После проверки контрольных работ учеников 3-го класса учитель сказал:
«Какая молодец Маша Иванова, у нее в работе нет ни одной ошибки, а вот у Пети Сидорова их, к сожалению, много».
Задание 45. В следующей ситуации выберите наиболее приемлемое для вас решение. Оцените, какой группе воздействий вы отдаете предпочтение: репрессивным, пассивным или конструктивным.
Ученик успешно ответил у доски, получил высшую оценку, но затем учитель заметил у него шпаргалку. Как поступить учителю?
Варианты решений:
1. Забрать шпаргалку и исправить оценку.
2. Сделать вид, что не заметил шпаргалки.
3. Пристыдить, но оценку не менять.
4. Похвалить за хорошо подготовленную шпаргалку.
5. Сказать, что эта оценка не будет учитываться при подведении итогов четверти (полугодия, года), что ее нужно подтвердить.
6. Выразить сожаление, что не заметили шпаргалки, но оценки не менять.
7. Выразить сожаление по поводу того, что ученик не мог самостоятельно, без помощи шпаргалки так же хорошо ответить.
Задание 46. Как поступить учителю в данной ситуации?
N замучил учителя вопросами. Он задает каверзные вопросы, пытаясь поймать учителя на неумении ответить на них, на недостатке знаний, эрудиции. На очередной вопрос учитель не может сразу ответить. Варианты решений:
1. Не отвечать на вопросы N.
2. Предложить ответить на вопрос на следующем занятии.
3. Признаться в отсутствии мгновенного ответа на вопрос, обещать подумать над ним.
4. Предложить всему классу ответить на данный вопрос и пообещать спросить о решении в следующий раз.
5. Отчитать N за вопрос не по теме, не по существу и не отвечать на него.
6. Шуткой уйти от ответа, по возможности в следующий раз к нему вернуться.
7. Похвалить N за хороший вопрос и пообещать обсудить его при наличии времени.
Задание 47. Какова реакция учителя на поведение ученицы?
Учитель опрашивает учащихся по пройденному материалу в 7-м классе. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в ответ получает отказ в довольно резкой форме: «Что вы от меня хотите?! Я не буду отвечать!». Поведение для данной ученицы не характерное. Варианты решений:
1. Выяснить причину такого поведения ученицы.
2. Указать на некорректность отношения ученицы к учителю, попросить подойти после урока для объяснений.
3. Проигнорировать слова ученицы и обратиться с тем же вопросом к кому-либо другому.
4. Поставить «2».
5. Не акцентировать внимание класса на данной ситуации, после урока попытаться выяснить у ученицы, что помешало ей ответить на вопрос.
6. Спокойно пошутить: «Оленька! К чему такие эмоции? Я не ожидал(а), что мой невинный вопрос тебя лично заденет».
7. Предложить письменно ответить на данный вопрос.
Задание 48. Что предпринять учителю в данной ситуации?
Учитель объявляет тему урока в 10-м классе и собирается за-фиксировать ее на доске, но, оказывается, что мел не пишет. При более внимательном рассмотрении оказалось, что вместо мела у него в руках покрашенный деревянный брусок.
Варианты решений:
1. Возмутиться и отказаться записывать на доске тему урока, необходимые пояснения диктовать устно.
2. Начать выяснять, кто это сделал, чтобы наказать виновного.
3. Посмеяться остроумной шутке и предложить кому-нибудь принести нормальный мел.
4. Изменить предусмотренную первоначально форму проведения урока, исключив объяснение на доске, и предложить через некоторое время кому-либо из учеников ответить письменно на доске.
5. Дать проверочную письменную работу.
6. Не акцентировать внимание на ситуации и предложить принести другой кусок мела.