Постпозитивизм.

К. Поппер (1902-1994) - «Я убил логический позитивизм». Свою позицию квалифицировал как критический рационализм. Главный объект критики – мистические и иррациональные течения. Для него человек – существо рациональное. В науке чел наиболее активно утверждает свое рациональное начало. Кант непоследователен. А он последовательный. В античной науке сложилась традиция, когда критике подвергаются не только иные течения, но и основа собственной традиции.

По мнению Поппера логический позитивизм создавал не логику, а психологию науки. Они утверждали, что наука возникает из опыта, т е из опыта ощущений. А это область психологии. Поппер против социологии науки. Логика науки возможна тогда, когда все в науке имеет объективный характер. Он разрабатывает эпистемологию без познающего С-та. № мира – мир предметов, мир эмоций и 3 мир – знания:содержание научного знания, объективные мир. Это продукт человеческой деятельности. Знания по своей природе объективны. Критический рационалист во все вносит долю сомнения. Все носит предположительный характер. Научные теории ближе к мнению.

Поппер «Предположение и опровержение». Наука развивается исходя не из фактов, а из проблем. Наука развивается от одной проблеме к другой. Мы наблюдаем рост объективного знания.

Он пытается представить динамику развития науки. «Эволюционная эпистемология». Развитие науки подвержено дарвиновской теории. Все живые существа решают проблемы, и ученые – тоже. Проблема 1→предположительные теории, они конкурируют, есть элементы ошибочности→ликвидация ошибок→переформулировка проблемы→..→..»От амебы до Энштейна – один шаг. Если амеба не решает проблему – она гибнет. Человек способен дистанцировать от себя проблему в форме языка. Мы ее решает в виде научного языка. Развитие науки идет от одной проблеме к другой. Предположительные знания. Не считает, что научная теория только описывает.

В противовес логическому поз и принципу верификации выдвигает другой – принцип фальсификации. Суть – проверка теории должна вестись с позиции ее опровержения. Надо ставить эксперимент не с целью подтвердить, а с целью опровергнуть. Каждая теория что-то запрещает (критикует тут Маркса, Фрейда).

Поппер против демаркации метафизики, против отстранения философии. Метафизические идеи м б не связанными с фактами, но иметь значение для науки (античный атомизм).

Но тем не менее, Поппер остается на принципах позитивистской традиции. Хотя не считает себя позитивискорм

 

17.10.12

Поппер иначе оценивает метафизику, чем логические позитивисты.

Постпозитивизм – не одно течение с общими принципапи.

Еще фигура постпозитивизма – М. Полани.

«Личностное знание на пути к посткритической философии» Полани. В этой работе резко критично настроен против всех позитивисткой традиции. Он ее критикует за эмпирический фундаментализм (сведение науки к данным опыта). Начиная с Лапласа в науке было совершено «второе грехопадение» - сциентизм. Науке придана высшая ценность и при этом наука ценится за ее объективизм. Сциентизм базируется на объективизме. Полани не принимает принципы логического позитивизма. Но заголовок говорит о том, что но критично настроен по отношению к концепции Поппера. Поппер был очень популярен. В противовес Попперу – концепция личностного знания. Надо восстановить познающего с-та в философии науки. Его аргументы связаны с тем, что нельзя науку вырвать из духовного богатства той или иной эпохи. Наука принадлежит духовному творчеству эпохи. Иначе некому будет поддерживать ценности науки. В личностном знании он предлагает выделить склад с-ого и объективного. Какую роль в науке играют традиции, страсти. Во всех проявлениях научного исслдедования присутствуют элементы и субъективного и объективного. Личностное знание – присутствует как наявное знание, как фон. Он пытается реализовать в вводимых им понятиях критику в адрес и Поппера, и позитивизма.

Таким образом, постпозитивизм неоднороден. Но основная направленность – критика логического позитивизма.

Если говорить о магистральной тенденции в фил науки в конце 19 века – от логики науки – к истории науки.