Сущность малого предпринимательства

Анализ

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" представила очередной отчет о состоянии национального предпринимательского климата. Представил "Индекс ОПОРЫ-2012" председатель попечительского cовета организации Сергей Борисов.

"Главная цель исследования - всесторонняя оценка условий для развития малого и среднего предпринимательства в регионах и городах России. А также их сравнение - путем составления рейтингов регионов и городов по общему качеству предпринимательского климата", - подчеркнул он.

Задача исследования - нащупать болезненные точки жизни малых и средних компаний, определить сферы, где больше всего препятствий для ведения бизнеса. Именно поэтому особое внимание в нынешнем "Индексе" уделено проблеме доступности финансирования для малых и средних компаний.

 

В рамках презентации Сергей Борисов перечислил основные выводы исследовательского проекта. Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% респондентов; в 2012 году - уже 68%.

Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

На второе место в нынешнем году вырвалась тема высокого для малого и среднего бизнеса уровня налоговой нагрузки. По мнению Борисова, это связано с увеличением страховых взносов.

В списке основных проблем - низкая доступность финансовых ресурсов. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина (48%) респондентов отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам.

Среди других проблем, выявленных "Индексом ОПОРЫ-2012", низкая доступность земли и недвижимости (каждый второй производственный бизнес сталки вается как минимум со значительными трудностями в ходе покупки или аренды земельных участков и производственных помещений).

Труднодоступность энергетической инфраструктуры (для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны, а тарифы на электроэнергию слишком высоки); административные барьеры (треть компаний считает барьеры настолько тяжелым бременем, что приспособиться к ним не получается, а наибольшие сложности, как и год назад, предприниматели испытывают при общении с таможенными органами); коррупция (лишь 13% опрошенных заявляют, что "коррупции в регионе не существует", но столько же - 13% - признают, что практикуют неформальные выплаты чиновникам. Среди тех, кто "платит", доля взяток в выручке компании в среднем не превышает 5%, что совпадает с аналогичным показателем прошлого года). Обострилась проблема старения оборудования (каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование, что больше, чем в прошлом году).

Отдельный блок в презентации "ОПОРЫ России" был посвящен рейтингам регионов и городов-миллионников по условиям для ведения предпринимательской деятельности. Наиболее благоприятными регионами для ведения бизнеса малыми и средними производственными компаниями были признаны Московская, Челябинская и Самарская области, Республика Башкортостан, Ставропольский край. Среди городов-миллионников в 2012 году лидерство перешло от Челябинска к Екатеринбургу (см. диаграмму на стр. 1). Комментируя положение субъектов РФ в рейтинге, председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" отметил "традиционно" низкие места, занимаемые Москвой (37-е место) и Санкт-Петербургом (делит 35-36-е места). Такое положение объясняется общим уровнем конкуренции в этих субъектах Федерации и более высокими ожиданиями бизнеса.

В своем выступлении директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Наталья Ларионова отметила, что исследование "ОПОРЫ" очень востребовано в банковской сфере. Для министерства важно, что исследованы предприятия обрабатывающей промышленности. Результаты заставляют серьезно развернуть программу поддержки предпринимательства.

"В сфере кредитования гарантийные фонды постепенно наращивают свой объем, и программа МСП-банка совершенно до этого не развивалась в таком направлении, как лизинг. Особенным спросом сегодня пользуется лизинг-оборудование и лизинг специализированной техники. Четыре миллиарда из двадцати миллиардов рублей предприниматели выбирают на лизинг. Около двух миллиардов рублей идет на поддержку предприятий инновационного сектора. Предприятия тратятся в основном на приобретение высокотехнологичного оборудования. Нас устраивает этот тренд, - подчеркнула Наталья Ларионова. - Когда мы говорим о повышении конкурентоспособности предприятия, речь идет о современном оборудовании, современных технологиях. Задача государства - помочь бизнесу в этом сложном направлении".

Многие результаты отчета отражают коллективное мнение российских предпринимателей. В ходе исследования было опрошено более шести тысяч предпринимателей, причем выбирали в основном малые и средние предприятия в производственном секторе. Статистика показала, что по сравнению с другими странами российский малый бизнес в обрабатывающем производстве недостаточно развит. Тем не менее малые и средние компании смотрят в будущее с оптимизмом. Большинство опрошенных считают российские регионы в целом благоприятными для ведения налаженного бизнеса. Однако для организации нового видят серьезные барьеры.

Результаты "Индекса" указывают на слабые места в создании предпринимательского климата для малых и средних производственных компаний почти в 40 российских регионах. Не очень привлекательна и ситуация с землей и недвижимостью для компаний. Несколько лучше обстоит дело в доступностью складских помещений, а вот поиск офисных помещений затруднителен для каждого пятого предпринимателя.

Многие руководители МСБ отмечали низкое качество транспортной инфраструктуры региона. Но это и сравнить нельзя с теми барьерами, которые фиксируются в регионах в сфере энергетической инфраструктуры. Для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны, в абсолютном большинстве случаев тарифы на электроэнергию кажутся просто грабительскими.

Отдельная история - проверяющие инстанции. Причем вкупе с правоохранительными органами они создают проблемы для малого и среднего бизнеса чаще, чем криминал. Коррупцию, то есть неформальные выплаты чиновникам, откровенно признают 13% респондентов. Около четверти опрошенных полагают, что коррупция - обычное явление. Доступ к госзаказу, прохождение проверок, получение земли, подключение к инфраструктуре, получение господдержки - как не подмазать?

Для решения проблем малого и среднего бизнеса реализуют программы его финансовой поддержки на условиях возврата кредитов. Участвует в таких программах в среднем каждая четвертая компания. Что ограничивает доступность таких программ? Как оказалось, ключевым препятствием для получения заемного финансирования почти половина производственных МСП считает слишком высокие ставки по кредиту. На втором месте - проблема залога. И лишь 11% опрошенных производственных МСП не видят препятствий для привлечения финансирования

Малый бизнес составляет основу любой экономики - страны, региона, города и района. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, дает значительную часть налоговых поступлений. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.

Предприниматели сегодня - это представители нового явления в российской экономике. Люди, которые, рискуя своим капиталом, вносят посильный вклад в экономическое возрождение государства.

Этот сектор экономики играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития. Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста безработицы. В результате повышения предпринимательской активности населения формируется массовый средний класс собственников - основа устойчивости в обществе, способствуя созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений.

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Политика государства в последнее время, очень сильно направлена на развитие предпринимательства, улучшение условий для занятия предпринимательской деятельностью. Нынешний президент Д.А. Медведев уделяет большое внимание для развития малого предпринимательства.

Фактором, обуславливающим высокую социальную значимость малого предпринимательства, является то, что по своему характеру малое предпринимательство основывается на учете местных потребностей, интересов. За счет меньшего масштаба, малое предпринимательство оказывается более гибким к изменяющимся экономическим условиям и в большей степени способен реагировать на колебания потребительского спроса. Малое предпринимательство в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, а также установлению рыночного равновесия. Малые и средние предприятия, создавая новые рабочие места и организовывая новый бизнес, снимают социальную напряженность в обществе.

Сегодня в сфере малого предпринимательства трудится 16,7 миллиона россиян. Это четверть от всего работающего населения в стране. Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства в России еще преждевременно.

Для более успешного развития малого предпринимательства государство должно создать все необходимые условия, в свою очередь, люди должны быть инициативными и предприимчивыми.

К основным причинам, тормозящим развитие и становление предприятий малого бизнеса, относится нехватка свободных площадей для размещения производственной деятельности; несовершенство земельных отношений и рынка нежилой недвижимости; недостаток финансовых средств, их краткосрочность; недостаточная подготовка квалифицированных кадров; нехватка молодых специалистов необходимой квалификации.

Специалисты утверждают, что если ежегодно количество малых и средних предприятий в России будет увеличиваться на один миллион, то для национальной экономики, социальной жизни страны наступят времена расцвета, а удвоение ВВП станет реальностью. цифра в 1 миллион - программа, для воплощения которой нужно всего, лишь соблюсти ряд условий, нормализующих предпринимательский микроклимат. Среди них - наличие и активное функционирование консолидирующей организации, союза или ассоциации, способной поддержать, защитить предпринимателя в необходимом объеме и в нужное время.

Сущность малого предпринимательства

 

Понятие и отличительные черты малого предпринимательства

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений.

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).

В Федеральном Законе РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого и среднего предпринимательства понимается - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Главной отличительной чертой является средняя численность рабочих:

·в промышленности - 100 человек;

·в строительстве - 100 человек;

·на транспорте - 100 человек;

·в научно-технической сфере - 60 человек;

·в оптовой торговле - 50 человек;

·в сельском хозяйстве - 60 человек;

·в бытовом обслуживании населения - 30 человек.

В нашей стране малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и так подобное. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, деревообрабатывающей, лесной, и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.

Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. У малого же бизнеса своя существенная роль в экономике, но зависимая от уровня развития крупного. В России малым бизнесом в основном занимаются физические лица. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику: выпуска некоторых продовольственных товаров, розничной торговли, объема бытовых услуг.

Вследствие недостаточной государственной поддержки малого бизнеса и слабой законодательной базы в течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к стратегии ухода в теневую деятельность. Малое предпринимательство всегда отличалось большой мобильностью, способностью создавать рабочие места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской инициативы граждан.

Сегодня в малом бизнесе число работников по найму примерно равно числу непосредственных организаторов дела (предпринимателей). Исходя из этого соотношения, на наш взгляд, и нужно строить политику поддержания занятости населения в данной сфере.

Необходимо стимулировать как увеличение общего числа субъектов малого бизнеса (малых предприятий, фермерских хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица), так и расширение ими найма рабочей силы.

К сожалению, государственная поддержка малого бизнеса до сего времени фактически сводилась к разработке программ содействия его развитию. Средства же на их реализацию доставались не самим малым предприятиям, а различным структурам. Однако стремительного роста численности субъектов малого бизнеса почему-то не наблюдалось.

Достаточно быстрыми темпами развивалось только индивидуальное предпринимательство (без образования юридического лица). Однако эта динамика говорит скорее не об эффективности государственных программ, а о том, что данный вид бизнеса из-за налоговых льгот и относительной простоты регистрации стал той единственной лазейкой, через которую легальное малое предпринимательство смогло пробиться на свет.

Тем не менее, вклад малого бизнеса в поддержание занятости населения, смягчение социальных последствий реформ отрицать нельзя. И резервы для его развития далеко не исчерпаны.