ХАРАКТЕРИСТИКА И ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем.
Задание для самостоятельной работы:
Анализ ПК в домашних условиях на состав аппаратно-программного обеспечения (отчет сдается в печатном варианте)
Задание 1: Заполните таблицу (в таблицу должно быть записано не меньше 5-ти моделей компьютеров):
№ | Компьютер | Его краткая характеристика |
Задание 2: Повторите теоретический материал по структуре и классификации программного обеспечения ПК, его назначении и особенностях. Изучите классификацию ПО ПК (системное, прикладное, инструментальное).
Задание 3: Пользуясь графическими возможностями текстового редактора MS Word, составьте развернутую схему классификации программного обеспечения. В схеме укажите все виды ПО, назначение, их структуру и краткую характеристику.
Задание 4: Приведите примеры программ по видам ПО.
Задание 5: Выполните тест «Аппаратное и программное обеспечение ПК»
1. Структурно-функциональная схема компьютера включает в себя:
1) процессор, внутренняя память, внешняя память, устройства ввода и вывода
2) арифметическо-логическое устройство, устройство управления, монитор
3) микропроцессор, ВЗУ, ОЗУ, ПЗУ, клавиатура, монитор, принтер, мышь
4) системный блок, монитор, ОЗУ, клавиатура, мышь, принтер
2. Производительность компьютера характеризуется
1) количеством операций в секунду
2) временем организации связи между АЛУ и ОЗУ
3) количеством одновременно выполняемых программ
4) динамическими характеристиками устройств ввода – вывода
3. Адресным пространством называется
1) соответствие разрядности внутренней шины данных МП и внешней шины
2) интервал времени между двумя последовательными импульсами
3) число одновременно обрабатываемых процессором бит
4) объем адресуемой оперативной памяти
4. В чем состоит основное принципиальное отличие хранения информации на внешних информационных носителях от хранения в ОЗУ
1) в различном объеме хранимой информации
2) в различной скорости доступа к хранящейся информации
3) в возможности устанавливать запрет на запись информации
4) в возможности сохранения информации после выключения компьютера
5. В оперативной памяти могут храниться
1) данные и адреса
2) программы и адреса
3) программы и данные
4) данные и быстродействие
6. Какое из перечисленных устройств не относится к внешним запоминающим устройствам
- Винчестер
- ОЗУ
- Дискета
- СD-ROM
7. Назначение программного обеспечения
1) обеспечивает автоматическую проверку функционирования отдельных устройств
2) совокупность программ, позволяющая организовать решение задач на ЭВМ
3) организует процесс обработки информации в соответствии с программой
4) комплекс программ, обеспечивающий перевод на язык машинных кодов
8. Система программирования позволяет
1) непосредственно решать пользовательские задачи
2) записывать программы на языках программирования
3) использовать инструментальные программные средства
4) организовать общение человека и компьютера на формальном языке
9. Экспертные системы относятся к
1) системам программирования
2) системному программному обеспечению
3) пакетам прикладных программ общего назначения
4) прикладным программам специального назначения
10. Для долговременного хранения информации служит
1) оперативная память
2) дисковод
3) внешняя память
4) процессор
11. Средства контроля и диагностики относятся к
1) операционным системам
2) системам программирования
3) пакетам прикладных программ
4) сервисному программному обеспечению
12. Драйвер – это
1) специальный разъем для связи с внешними устройствами
2) программа для управления внешними устройствами компьютера
3) устройство для управления работой периферийным оборудованием
4) программа для высокоскоростного подключения нескольких устройств
13. Какое устройство предназначено для обработки информации?
- Сканер
- Принтер
- Монитор
- Клавиатура
- Процессор
14. Где расположены основные детали компьютера, отвечающие за его быстродействие?
- В мышке
- В наушниках
- В мониторе
- В системном блоке
15. Для чего предназначена оперативная память компьютера?
- Для ввода информации
- Для обработки информации
- Для вывода информации
- Для временного хранения информации
- Для передачи информации
16. Программное обеспечение это...
- совокупность устройств установленных на компьютере
- совокупность программ установленных на компьютере
- все программы которые у вас есть на диске
- все устройства которые существуют в мире
17. Программное обеспечение делится на... (В этом вопросе несколько вариантов ответа)
- Прикладное
- Системное
- Инструментальное
- Компьютерное
- Процессорное
18. Что не является объектом операционной системы Windows?
- Рабочий стол
- Панель задач
- Папка
- Процессор
- Корзина
19. Какое действие нельзя выполнить с объектом операционной системы Windows?
- Выберите один из вариантов ответа:
- Создать
- Открыть
- Переместить
- Копировать
- Порвать
20. С какой клавиши можно начать работу в операционной системе Windows?
- Старт
- Запуск
- Марш
- Пуск
21. Что такое буфер обмена?
- Специальная область памяти компьютера, в которой временно хранится информация.
- Специальная область монитора, в которой временно хранится информация.
- Жесткий диск.
- Это специальная память компьютера, которую нельзя стереть
22. Укажите правильный порядок действий при копировании файла из одной папки в другую.
- Открыть папку, в которой находится файл
- Выделить файл
- Нажать Правка - Копировать
- Нажать Правка - Вставить
- Открыть папку, в которую нужно скопировать файл
23. К устройствам вывода информации относятся:
- Монитор
- Цифровая камера
- Принтер
- Наушники
- Системный блок
24. При подключении компьютера к телефонной сети используется:
- модем
- факс
- сканер
- принтер
- монитор
25. Характеристиками этого устройства являются тактовая частота, разрядность, производительность.
- процессор
- материнская плата
- оперативная память
- жесткий диск
26. Устройство для преобразования звука из аналоговой формы в цифровую
- Трекбол
- Винчестер
- Оперативная память
- Звуковая карта
27. На этом устройстве располагаются разъемы для процессора, оперативной памяти, слоты для установки контроллеров
- жесткий диск
- магистраль
- материнская плата
- монитор
28. Устройство, предназначенное для вывода сложных и широкоформатных графических объектов
- Принтер
- Плоттер
- Колонки
- Проектор
29. Виды мониторов:
- Матричный
- Жидкокристаллический
- Лазерный
- на электронно-лучевой трубке
30. Устройство для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерную форму изображений и текстов
- Сканер
- Принтер
- Мышь
- Клавиатура
31. Перезаписываемые лазерные диски называются…
- CDDVD-ROM
- CD\DVD-RW
- CD\DVD-R
- CD\DVD-DVD
32. Магистрально-модульный принцип архитектуры современных персональных компьютеров подразумевает такую логическую организацию его аппаратных компонент, при которой:
- каждое устройство связывается с другими напрямую, а также через одну центральную магистраль;
- все они связываются друг с другом через магистраль, включающую в себя шины данных, адреса и управления;
- связь устройств друг с другом осуществляется через центральный процессор, к которому они все подключаются;
- устройства связываются друг с другом в определенной фиксированной последовательности (кольцом);
- каждое устройство связывается с другими напрямую.
33. Какие устройства относятся к устройствам ввода информации?
- Клавиатура
- Цифровая камера
- Монитор
- Сканер
34. Панель прямоугольной формы, чувствительная к перемещению пальца и нажатию пальцем
- Тачпад
- Трекбол
- Плоттер
35. Компьютер – это:
- электронное устройство для обработки чисел
- многофункциональное электронное устройство для работы с информацией
- устройство для работы с текстами
- устройство для хранения информации любого вида
- устройство для обработки аналоговых сигналов
36. Какое действие нельзя выполнить с объектом операционной системы?
- Создать
- Открыть
- Порвать
- Переместить
37. Операционная система:
- система программ, которая обеспечивает совместную работу всех устройств компьютера по обработке информации
- система математических операций для решения отдельных задач
- система планового ремонта и технического обслуживания компьютерной техники
38. Система программирования – это:
- комплекс любимых программ программиста
- комплекс программ, облегчающий работу программиста
- комплекс программ, обучающих начальным шагам программиста
39. Программное обеспечение (ПО) – это:
- совокупность программ, позволяющих организовать решение задач на компьютере
- возможность обновления программ за счет бюджетных средств
- список имеющихся в кабинете программ, заверенных администрацией школы
40. Графический редактор?
- Paint
- Microsoft Office Word
- Блокнот
- Microsoft Office Excel
- Microsoft Office Access
41. Системное программное обеспечение:
- программы для организации совместной работы устройств компьютера как единой системы
- программы для организации удобной системы размещения программ на диске
- набор программ для работы устройства системного блока компьютера
42. Операционные системы входят в состав:
- системы управления базами данных;
- систем программирования;
- прикладного программного обеспечения;
- системного программного обеспечения;
- уникального программного обеспечения.
43. Прикладное программное обеспечение - это:
- справочное приложение к программам
- текстовый и графический редакторы, обучающие и тестирующие программы, игры
- набор игровых программ
44. Операционные системы:
- Windows Seven ,Free BSD,UBUNTU, Reactos
- Word, Excel, Power Point, Access
- Microsoft, Adobe, ABBYY, Corel,
45. Какая программа обязательна для установки на компьютер?
- Система программирования.
- Прикладные программы общего назначения.
- Прикладные программы специального назначения.
- Сервисные программы.
- Операционная система.
Тема 1.2. Компьютерные сети
Задание для самостоятельной работы:
Задание 1: Найти основные характеристики каналов связи и внести данные в предложенную таблицу. В качестве источников исходных данных можно использовать любые источники.
№ | Канал связи | Физические характеристики | Пропускная способность | Помехоустойчивость |
Телефонная связь | ||||
2. | Радиосвязь | |||
Оптическое волокно | ||||
Спутниковая связь |
Задание 2: Выполнение тестовой проверочной работы.
1) Создание компьютерной сети ARPANet было начато:
a. в 1975 г.
b. в 1966 г.
c. в 1945 г.
d. в 1980 г.
2) Файл, который требуется передать по сети, разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передается независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. Так как пакеты передаются независимо, то каждый пакет может дойти до конечного компьютера по своему пути. Укажите фамилию автора идеи.
a. Пол Бэрен
b. Джозеф Ликлайдер
c. Дональд Дэвис
d. Винсент Сёрф
3) В каком году протокол TCP/IP стал стандартным протоколом объединенной сети – Интернет?
a. 1975 г.
b. 1982 г.
c. 1984 г.
d. 1978 г.
4) Укажите серверы, которые находятся в России:
a. epson.au
b. ntv.ru
c. rnd.edu.runnet.ru
d. school.ua
5) Какой институт осуществил доступ к Интернету?
a. им. Н.В.Склифосовского
b. им. И.В.Курчатова
c. им. И.М.Сеченова
Тема 1.3. Сетевые технологии обработки информации
Задание для самостоятельной работы:
Задание 1: Заполнить словарик
a) Электронная почта –
b) Веб-почта –
c) Почтовый клиент (почтовая программа) –
d) Спам –
e) Логин –
f) Секретный вопрос -
Задание 2: Создание своего почтового ящика и работа с электронной почтой.
2.1 Ответьте на вопросы:
a) Как зарегистрировать почтовый ящик на бесплатном сервере?
b) Как работать с почтовой программой Outlook Express?
c) Как настроить программу Outlook Express для работы со своим ящиком
d) Как работать с почтовыми вложениями, спамом, уведомлением, адресной книгой?
e) Как грамотно вести переписку?
2.2Выполнение тестовой проверочной работы.
1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными, — это:
а) магистраль; в) адаптер;
б) интерфейс; г) компьютерная сеть;
2. Глобальная компьютерная сеть — это:
а) информационная система с гиперсвязями;
б) множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения, здания;
в) система обмена информацией на определенную тему;
г) совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенных с помощью каналов связи в единую систему.
3. Функции компьютерной сети:
а) только информационная; в) информационная и коммуникационная;
б) только коммуникационная; г) другие.
4. Транспортный протокол (TCP) обеспечивает:
а) разбиение файлов на IP- пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения;
б) прием, передачу и выдачу одного сеанса связи;
в) предоставление в распоряжение пользователя уже переработанную информацию;
г) доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру- получателю;
5. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:
а) IP — адрес; в) домашнюю WEB — страницу;
б) WEB — страницу; г) доменное имя.
6. Какой домен верхнего уровня в Интернет имеет Россия:
а) us; б) su; в) ru; г) ra.
7. Телеконференция — это:
а) обмен письмами в глобальных сетях;
б) информационная система в гиперсвязях;
в) система обмена информацией между абонентами компьютерной сети;
г) служба приема и передачи файлов любого формата;
8. Электронная почта (e-mail) позволяет передавать:
а) сообщения и приложенные файлы;
б) исключительно текстовые сообщения;
в) исполняемые программы;
г) www-страницы;
9. Что такое сетевой сервер?
а) Мощный компьютер, обеспечивающий передачу информации в сети;
б) плата в компьютере, входящем в сеть;
в) программа в сети;
г) одна из характеристик сети.
10. Адресом электронной почты в сети Internet может быть:
а)ABC:aacctb@joHN; в) www.wff-one.ru;
б) acva@com.see.univer.org; г) user.yandex.ru.
11. IP-адресом может быть:
а) educom.spb.ru в) 123.34.78.134
б) absolutn; г) 178695ас
12. Гиперссылка – это:
а) это выделенный объект, связанный с другим файлом и реагирующий на щелчок мыши;
б) это выделенный объект;
в) любой объект гипертекста;
г) рисунок.
13. Поиск адресов электронной почты относится:
а) к поисковой системе общего назначения;
б) к специализированным поисковым системам;
в) к другим поисковым системам.
14. Электронный адрес состоит:
а) из трех частей, разделенных символом @;
б) из двух частей, разделенных символом @;
в) из четырех частей, разделенных символом @.
2.3Пришлите выполненные задания и решение теста с результатами, прикрепив тест к вашему письму с темой Ответ.
Тема 2.1. Защита информации от несанкционированного доступа
Задание для самостоятельной работы:
Задание 1:Пользуясь интернет-источниками и технической литературой, найдите информацию о видах нарушений и ответственности при использовании ПК, Интернета, ИКТ при работе с информацией. Для этого можно воспользоваться статьями:
- Доктрина информационной безопасности РФ (приказ Президента РФ от 9 сентября 2000г. № Пр-1895)
- преступления в сфере информационных технологий - http://ru.wikipedia.org/wiki/Преступления_в_сфере_информационных_технологий,
- правонарушения в области технической защищённости систем - http://ru.wikipedia.org/wiki/Правонарушения_в_области_технической_защищённости_систем,
- ответственность за нарушения и преступления в информационной сфере - http://www.iso27000.ru/zakonodatelstvo/otvetstvennost-za-narusheniya-i-prestupleniya-v-informacionnoi-sfere,
- административная и уголовная ответственность за нарушения в области информации, в том числе компьютерной - http://www.referent.ru/48/215998,
- адвокат по компьютерным преступлениям (киберпреступлениям) - http://www.advodom.ru/services/cybercrime.php,
Задание 2:В тетради подготовьте список документов, которые регламентируют виды нарушений - компьютерных преступлений и ответственность за их свершение по плану:
1 Вид документа, номер (если есть)
2 Название документа
3 Дата принятия (вступления в действие)
4 Принявший орган
Задание 3:Для каждого документа определите виды нарушений и ответственности.
Задание 4:На основе имеющейся законодательной базы, решите задачи. При решении ниже следующих ситуационных задач ответьте на вопрос. Дайте обоснование ответу, указав наименование соответствующего нормативного документа, статьи и пункта, на которые следует опираться.
Задачи
1.Гражданин Иванов предложил гражданам Шаталову и Моисееву идею создания информационно-справочной системы «Альбомы рок-музыкантов» посредством среды программирования Delphi 6.0, лицензионная версия которой была приобретена Моисеевым. Граждане Шаталов и Моисеев создали такую систему и зарегистрировали свое авторство на нее без участия гражданина Иванова. Имеет ли место в данной ситуации нарушение авторского права гражданина Иванова?
2.Гражданин Серебренников разработал в соавторстве с гражданином Семеновым информационно-справочную систему «Энциклопедия. Животные крайнего севера». Финансовую поддержку программных разработок выше упомянутых граждан оказал гражданин Андреев. Граждане Серебренникова и Семенов 13.05.2006 оформили свое авторство на данную информационную систему. В марте 2006 года данный программный продукт был выпущен под авторством гражданина Андреева. Имеет ли место в данной ситуации нарушение авторского права граждан?
3.Андреев П.П., сотрудник одного из филиалов ИТ-банка внедрил в компьютерную банковскую систему компьютерный вирус, уничтожающий исполняемые файлы (файлы с расширением *.ехе). В результате внедрения этого вируса было уничтожено 40% банковских программных приложений и принесло данному филиалу материальный ущерб в размере 750 000 рублей. Можно ли квалифицировать действия лица в выше описанной ситуации как противоправные?
4.Будет ли электронная подпись равнозначной собственноручной подписи, если подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе?
Тема 2.2. Антивирусные средства защиты информации
Задание для самостоятельной работы:
Составить кроссворд по теме «Компьютерные вирусы»
Задание 1:Пользуясь программой MS Excel, создайте кроссворд по основным понятиям и терминам темы. Лист 1 - Вопросы, Лист 2 - Ответы.
Задание 2: Оформите кроссворд: вставьте название в виде объекта WordArt, обозначьте номера слов по горизонтали и вертикали (в отдельной ячейке слева-направо по порядку).
Задание 3:Подготовьте кроссворд к печати: подберите соответствующую ориентацию страницы и расположение информации на листе.
Требования к кроссворду:
- количество слов 25-30;
- понятия и термины используются в единственном числе в виде одного слова на русском языке;
- слова в кроссворде друг с другом не соприкасаются.
Тема 3.1. Классификация системного программного обеспечения
Задание для самостоятельной работы:
Пользуясь лекционным материалом и дополнительными источниками проведите сравнительный анализ двух операционных систем по предложенным критериям. По результатам анализа заполните таблицу «Сравнительные характеристики операционных систем Windows и Linux»
Критерии | Windows | Linux |
Доступность и популярность | ||
Пользовательский интерфейс | ||
Инсталляция и настройка | ||
Совместимость с устройствами | ||
Набор встроенных программ | ||
Совместимость с другими программами | ||
Защита информации от несанкционированного доступа и вирусного заражения |
Тема 3.2. Классификация прикладного программного обеспечения
Задание для самостоятельной работы:
Изучение теоретического материала. Подготовка реферата: «Разнообразие пакетов прикладных программ»
Задание 1:При изучении теоретического материала вы подбирали необходимый вам материал по теме «Разнообразие пакетов прикладных программ». Составьте план работы над рефератом.
Задание 2:Пользуясь интернет-источниками и литературой, выполните подбор материала (текстовый и графический) по выбранной теме. Напишите введение к реферату (объем 2-3 страницы).
Задание 3:Определите разделы и подразделы основной части реферата. Соотнесите найденный материал с содержанием.
Задание 4: Напишите заключение.
Задание 5: Оформите реферат и подготовьте его к печати. Распечатайте и сдайте на проверку.
Примечание: Требования к реферату и образец оформления титульного листа смотрите в приложениях.
Тема 3.3. Текстовые процессоры
Задание для самостоятельной работы:
Написать эссе на тему «Человек в компьютерном мире» с использованием основных параметров форматирования текста и с выделением основных структурных элементов документа.
Для написания эссе используйте следующий план:
Тема текста (одно - три предложения)
- Перед нами текст, посвященный теме.. .
- В этом тексте рассказывается о.. .
- Автор этого текста рассказывает нам о.. .
- В этом тексте знаменитый писатель ...рассказывает нам о.. .
2) Проблема текста
- Главная проблема этого текста - .
- Главная проблема этого текста состоит в том, что.. .
3) Позиция автора
4) Твое отношение к позиции автора
5) Привести 2 аргумента (каждый аргумент с красной строчки)
6) Заключение
- Я с большим интересом прочитал (а) этот текст, потому что.. .
- Мне очень понравился этот текст, так как он (в нем) ...