Потребности и интересы человека.

Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо

необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности,

социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности

обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).

Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.Маслоу.

По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система

базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности

от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,

жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте,

уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с

другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении

успеха, служебном росте и т. д.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда

удовлетворены предыдущие.

 

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов): (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач. Потребность в принадлежности и любви. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Интерес — осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется

благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.