Задания по теории организации

Ситуация 1 (5 б.). Фирма “Мир увлечений” (ЗАО) работает три года. Основная деятельность — оптовая торговля различными изделиями для профессиональных и начинающих коллекционеров или моделистов. В ассортименте фирмы имеются всевозможные пластиковые наборы моделей для склеивания, наборы мозаики для детей и взрослых, другие товары для интересного досуга.

Фирма — крупнейший поставщик такого товара на российском рынке. Хорошо налаженные связи с поставщиками из Англии, Бельгии, Германии и США позволяют доставлять на российский рынок большой ассортимент подобной продукции и делают эту фирму весьма конкурентоспособной.

За два года работы фирма заняла прочные позиции среди оптовых покупателей различных городов России и приобрела широкую известность и хорошую репутацию. Казалось, все и далее будет идти хорошо и беспокоиться не о чем.

При подведении итогов за второй год выяснилось, что рост торгового оборота по сравнению с первым составил только 3% при росте закупок в 30%. Существенно замедлились темпы реализации товара. Если раньше склады фирмы были практически пустыми за две недели до прихода новой поставки, то теперь на складах остаются контейнеры с нереализованной продукцией.

— Какова миссия компании?

— Каковы первоначальные цели компании?

— Как изменились цели компании при снижении объемов продаж?

— Как изменились остальные внутренние переменные под влиянием цели?

— Какой закон должен быть главным в сложившейся ситуации?

Ситуация 2 (10 б.). Муниципальная страховая компания

Муниципальная страховая компания (МСК) — это страховая компания, основанная и находящаяся во владении города. Она осуществляет три различных вида страхования:

1. пенсии;

2. несчастные случаи в транспорте;

3. медицинские расходы.

Уже год назад на МСК начали оказывать сильное давление с целью изменить способы ее работы:

ü клиенты требуют более быстрого обслуживания, когда они

ü обращаются за страховкой или требуют деньги;

ü несколько частных страховых компаний предлагают те же

ü услуги и пытаются привлечь клиентов лучшим сервисом;

ü расходы МСК слишком велики.

Существующая структура страховой компании такова. Во главе организации стоит главный управляющий, которому подчинены (докладывают) четыре человека, прежде всего это начальник центрального отдела.

Центральный отдел включает четыре подотдела:

• по управлению человеческими ресурсами;

• по жилью итранспорту;

• по юридическим проблемам;

• бухгалтерию.

Кроме центрального отдела существуют:

· отдел компьютерного сервиса и обработки информации;

· отдел инвестиций, занимающийся инвестированием денег, заплаченных клиентами, в предприятия.

Начальники этих отделов также подчинены главному управляющему. Подчинен главному управляющему и заместитель директора, ответственный за работу следующих департаментов (в каждом из них есть свой начальник):

• маркетинг, связь с общественностью, реклама (девять человек);

• нововведение услуг (два человека);

• продажа новых страховок (15 человек, разделенных на два подотдела);

• управление пенсиями (шесть человек);

• управление страхованием от несчастных случаев в транспорте

(восемь человек);

• управление страхованием на случай медицинских расходов

(восемь человек);

• производство всех официальных документов (шесть человек).

Заместитель директора полагает, что он перегружен работой. Генеральный управляющий понимает, что нужно менять структуру организации для того, чтобы решить все проблемы. Он собирается создать три бизнес-объединения, по одному на каждый

вид страхования.

Вопросы для обсуждения ситуации

Какова организационная структура МСК до и после ее совершенствования?

Нарисуйте ее.

Какие функции могут более эффективно исполняться в новых бизнес-объединениях, а какие должны быть централизованы?

 

Ситуация 3 (10 б.). Совершенствование структуры малого предприятия

Малое предприятие «Строитель» выделилось из крупного строительного треста в период приватизации. Его возглавил один из начальников строительно-монтажного управления (СМУ), известный своей деловой хваткой, ответственностью, жесткостью в управлении подчиненными, хорошо знающий строительное дело и своих поставщиков стройматериалов. Фирма развивалась достаточно быстро и заняла большую долю рынка индивидуального жилищного строительства (ИЖС), получив устойчивый имидж быстро и качественно работающей фирмы, сдающей объекты с «нулевого цикла — под ключ». В последние годы условия работы изменились. Появились многочисленные конкуренты. Многие клиенты, имеющие средства, отказываются от услуг

предприятия «Строитель», особенно при проведении столярных работ и при отделке, предпочитая стиль «евро», который требует более высокой квалификации исполнителей, иного подхода к дизайну, подбору материалов. Фирма может вести относительно недорогое и качественное строительство для менее обеспеченных слоев населения, но они потеряли свою платежеспособность, нуждаются в кредитах под низкий процент, чтобы закончить строительство, даже если и имеют средства для его начала и «возведения стен».

 

Рис 1. Организационная структура предприятия

 

Вопросы для обсуждения ситуации

1. Какой должна быть стратегия (пути достижения цели) предприятия, если основной его целью на ближайшие два года является восстановление потерянного рынка ИЖС в городе, его расширение?

2. Каким будет комплекс новых управленческих задач в соответствии с принятой стратегией?

3. Проанализируйте структуру предприятия, приведенную на рис. 1. Какой это тип структуры? Соответствует ли он новой стратегии предприятия? Какой тип структуры более рационален с учетом сформулированной вами стратегии?

4. Какие блоки управленческой структуры должны существовать, чтобы реализовать необходимые старые и новые (сформулированные вами в ответе на второй вопрос) управленческие задачи?

5. Каковы пути совершенствования имеющейся структуры?

6. Какой будет предлагаемая вами структура?

Кейс

«Проектирование новой организации» (15 б.)

Основным принципом статического состояния организации является принцип приоритета цели. В системе «цель - задача - функция - структура - персонал» наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция, структура и персонал.

В статической организации наиболее четко должна быть разработана общая цель, которая представлена более мелкими целями по областям деятельности или по видам выпускаемой продукции. Каждая цель полученного набора должна быть конкретизирована в виде задач. Для решения набора задач формируются функции управления и производства с указанием трудоемкости, сложности и схожести. На их базе создается оптимальная организационная структура. Полученная структура служит основанием для формирования контингента работников организации.

Задание:

1. Рассмотрите деятельность спортивной организации г. Иркутска (или другой по выбору).

2. Опишите, какую деятельность осуществляет организация.

3. Сформулируйте миссию и стратегическую цель новой организации.

4. Сделайте декомпозицию стратегических целей в каждой ключевой об­ласти деятельности организации, выделив 1-2 уровня обеспечивающих целей.

5. Сформулируйте задачи и выделите функции, обеспечивающие реализацию задач.

6. Разработайте организационную структуру новой организации и представьте ее графически.

7. Опишите основные требования к персоналу.

8. Какой тип организационной культуры был бы наиболее эффективным для рассматриваемой организации?