Понимание социологии Контом. Почему Конт первоначально назвал социологию «социальной физикой»?

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА_

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Социология»

 

 

Выполнил:

студент 811 группы 1 курса

заочного отделения

Антоненко Юлия Денисовна

№ зачетной книжки: 14801

Вариант 1

Проверил:

Войнов А.М., к. и. н.

 

 

Санкт-Петербург

Пушкин

План работы:

1. Позитивистская социология О. Конта.

1.1. Понимание социологии Контом. Почему Конт первоначально назвал социологию «социальной физикой»?

1.2. Разработка Контом методов социологического исследования.

1.3. Социальная статика и социальная динамика. Какова, по мнению Конта, роль семьи в обществе?

1.4. Стадии развития общества. Особенности позитивного мышления.

1.5. Понимание прогресса Контом.

1.6. Почему Конта считают основоположником социологии?

2. Программа социологического исследования.

2.1. Теоретико-методологические основы социологического исследования:
программа; методологический раздел; формулировка проблемы; определение объекта и предмета исследования; определение целей и результатов социологического исследования.

2.2. Исследовательские гипотезы, их виды.

2.3. Методические основы социологических исследований.

Список литературы.

 

Позитивистская социология О. Конта.

Понимание социологии Контом. Почему Конт первоначально назвал социологию «социальной физикой»?

Главный труд Конта — шести томный "Курс позитивной философии", где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин "социология" и намечались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы.

Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 - 1857) в 1842г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту - органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

· наблюдение за ходом протекания общественных процессов;

· эксперимент, т. е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;

· сопоставление жизни человечества с животным миром;

· сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;

· исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту - знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни.

Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.