Принципы формирования и функционирования государства?

Теперь мы поговорим о принципах, на основе которых формируется механизм государства:

Принципы – мы понимаем основополагающие, руководящие идеи и начала, в соответствии с которыми создаются и действуют органы государственной власти.

Говоря о принципах формирования механизма государства, то эти принципы составляют определённую систему, а поскольку мы говорим о системе, то мы можем говорить о взаимосвязи этой системы.

Мы можем назвать группы и виды принципов.

Классификации:

От формы нормативного закрепления мы можем, говорит о конституционных принципах (в конституции закреплены) формирования и деятельности механизма государства, внеконституционные принципы (производны от конституционных принципов и конкретизируют их).

Встречается и другая классификация, в зависимости от степени общности принципов: общие (всю систему характеризуют), частные принципы, которые характеризуют своё действие на определённые системы органов.

Конституционные принципы:

· Законность – ч.2 ст.15 Конституции: граждане РФ, их объединения, органы государственной власти и их представители обязаны соблюдать законы РФ, Конституцию;

Карташов – закреплено во всей статье.

· Принцип разделения властей в РФ (статья 10)…

Какое место занимает президент?

Система разделения властей эффективна, тогда когда она обеспечена системой сдержек и противовесов. Получает так, что президент не подконтролен со стороны ни одной из ветвей власти.

· Принцип народовластия – ст.3 Конституции РФ: единственный источник власти многонациональный народ;

Органами являются выборы и референдум.

· Принцип гуманизма – статья 2 Конституции РФ

· Принцип федерализма: статья 5 Конституции РФ

· Принцип гласности: Ленин: «Массы должны всё знать, обо всём судить и на все идти сознательно».

· Равный доступ к государственной службе – внеконституционный принцип (статья 26)

 

Внеконституционные принципы:

· Принцип профессионализма и компетентности: заниматься должны управлением государства профессионалы. И уметь реализовывать принципы. Подготовка кадров и расстановка их. Подбор команды по преданности 40% для Великобритании.

· Принцип научности в формировании деятельности механизма государства

 

....неконституционные принципы:

· Принцип сочетания линейных и функциональных начал в формировании и функционировании механизма государства. Это означает, что при построении да и при функционировании механизма государства, сочетаются две формы построения и действия органов государства: линейная система и функциональная. Линейная система означает, что нижестоящий орган государственной власти (объект правления) по всем направлениям своей деятельности подчиняется только одному непосредственно вышестоящему органу (субъекту управления). Функциональная система предполагает, что в каждом из направлений деятельности объекта управления руководство осуществляет отдельная, самостоятельная вышестоящая инстанция. Линейная система более проста, происходит оптимизация управления, чётко персонифицирована ответственность за организацию управления нижестоящим органом. Направления деятельности может быть разнообразными, отсутствует специализация (утрачивается качество управления в каждом из отдельно взятых направлений деятельности). Функциональная система более сложна, но в тоже время она предполагает более качественное управление (специализация), повышение эффективности функционирования власти. Но в тоже время возникает проблема разграничения компетенции, возможность дачи противоречивых указаний. Ответственность за состояние управляемого объекта размывается. Приоритет отдаётся линейным началам.

· Сочетание коллегиальности и единоначалия. Коллегиальность и единоначалие это тоже две системы и построения механизма государства и две системы принятия решения органом государственной власти. Коллегиальность предполагает, что орган либо сам является коллегией, либо этот орган возглавляется коллегией и решения принимаются коллегиально. Единоначалие предполагает, что орган возглавляется единоличным руководителем, который принимает решения по направлениям деятельности этого органа. Коллегиальный орган – наиболее эффективное, продуманное решение принимается потому что есть дискуссия. При единоначалии – непродуманное субъективное решение. Но при коллегиальном рассмотрении утрачивается оперативность. В коллективе размывается ответственность. Преимущество единоначальной системы – оперативность, ответственность. Одним из вариантов преодоления единоначалия – создание в единоначальном органе совещательного коллегиального подразделения.

· Принцип ответственности в границах компетенции. Реализация этого принципа предполагает необходимость четкого и точного определения того, кто именно должен нести ответственность за принимаемые решения, за его качество и содержания. Предполагается, что каждый орган, должностное лицо должно нести ответственность лишь за решение тех вопросов, которые входят в круг его компетенции.

· Принцип непартийности государственной службы. При принятии решения государственный служащий не может быть связан решением партийных или иных общественных, религиозных объединений. Он должен руководствоваться только своими должностными обязанностями.

· Принцип иерархичности в построении функционирования органов государственной власти. Подчинение нижестоящих должностных лиц и органов вышестоящим должностным лицам, органам и обязательность исполнения решений вышестоящих органов нижестоящими.

Принципы можно разделить на общие и частные.

Общие принципы. Это те принципы, которые опередляют порядок функционирования всей системы органов государственной власти.

Частные принципы определяют порядок функционирования отдельных подсистем (принципы организации и функционирования судебной власти – гласности, открытости, состязательности). Можно выделить специфические принципы органов прокуратуры и т.д.