Архитектура общественных зданий СССР в период 1954-1984гг.

 

 

В эстетике архитектуры общественных зданий в данный период большую роль играли методы индустриального строительства. Тенденции, связанные с технизацией произ­водства, с последовательным выявлением функции соору­жения, сказывались в том, что конструкция представала как бы в «чистом» виде, не подвергаясь подчас специальной художественной обработке. Большую роль при этом сыгра­ли мастерство архитектора, чувство меры и пропорций, умение компоновать сооружение в целом, связывать его с окружением.

Энтузиастом внедрения творческого метода, связанного с этими тенденциями при сооружении зданий и комплексов учреждений отдыха, проявил себя архитектор А. Полян­ский. В комплексе Всесоюзного пионерского лагеря «Ар- тек» имени В. И. Ленина в Крыму, строившегося по проек­ту руководимого им коллектива, жилые корпуса и разнооб­разные здания общественного назначения возводились из нескольких типовых элементов фундамента, каркаса, ог­раждений и лестничных маршей, а также конструкций типа «грибки». Эта работа была отмечена Государственной премией СССР 1965 г. В композиции лагеря архитектор широко использовал рельеф, зелень и—в декоративных целях—крупные камни.

Примером выразительности оригинальных конструктив ных решений и огромной роли природного окружения в композиции комплекса служат певческие эстрады в Талли­не и Вильнюсе, сооруженные по одному проекту (архитек­торы А. Котли, X. Сепманн, У. Тельпус, инж. Э. Пальман, X. Орувээ, 1960 г.), где между двумя огромными параболи­ческими арками из полых труб (расстояние между опорами 73 м, высота верхней точки арки над землей 36 м) натягива­лись металлические тросы, по которым укладывалось деревянное щитовое покрытие. До тридцати тысяч певцов собирается на этих своеобразных эстрадах. Зелень парка (Вильнюс), даль моря (Таллин) служат великолепным об­рамлением для этих смелых по форме и размерам сооруже­ний.

Новое формообразование на основе простых конструк­тивных решений стало важным завоеванием архитектуры того времени. Создаются промышленные сооружения, в которых учитываются требования современной технологии производства. Для текстильной фабрики в Новых Черемуш­ках на основе сетки колонн 24x12 м сооружается одно­этажный корпус размером почти 300x100 м (архит. С. Бур- до, инженеры С. Добрынин, А. Шевелев). В нем искус­ственное освещение и кондиционированный воздух, плоская кровля заливается водой.

Тенденция создавать простые, лаконичные сооружения, в которых форма следует функции, приводила к тому, что даже объекты, создаваемые по индивидуальным проектам, приобретали нередко черты типизированной, обезличенной архитектуры. Однако в лучших произведениях того време­ни выразительность архитектурной формы была на высо­ком уровне.

В новых конструкциях и материалах—железобетоне и металлическом каркасе, сплошном стеклянном ограждении наружных стен и т. п.—открывались новые эстетические возможности. В таких сооружениях, как высотные корпуса Центрального аэровокзала или кинотеатр «Россия» в Москве, стекло используется в как элемент архитектурной формы. При этом достигается эффект зрительного включе­ния интерьера фойе кинотеатра в пространство сквера на площади Пушкина, а в вечернее время ярко освещенный интерьер как бы становится частью площади. Однако повсеместное увлечение сплошным остеклением было фун­кционально и экономически не оправданным.

 

Источник: Архитектура СССР, 1917-1987 : [книга-альбом] / под рук. Н. Ф. Гуляницкий ; ред. В.И. Балдин . – М. : Стройиздат [Изд-во лит. по строительству], 1987 . – 552 с. : цв. ил., фот., схем. - Библиогр. в сносках. - В надзаг. : Гос. комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Центр. НИИ теории и истории архитектуры , Союз архитекторов СССР. - Посвящ. 70-летию Великого Октября.

Стр. 197-198

 

Новые черты современной советской архитектуры ярко сказались во многих промышленных и гражданских сооружениях. В конце 50-х — начале 60-х гг. были построены гиганты гидроэнергетики на Волге, Днепре и на великих сибирских реках. Были построены первые советские атомные электростанции, огромные научно-исследовательские лаборатории, электронно-вычислительные центры, гиганты химической индустрии, заводы, порты, космодромы и другие крупные сооружения. Большое практическое значение на новом этапе приобрела разработка принципа районной планировки. Ее цель состоит в том, чтобы на территории большого Экономического района так целесообразно спланировать размещение предпритий, чтобы их взаимосвязь обеспечивала наиболее благоприятные условия для труда и быта городского и сельского населения данного района. В последние годы при строительстве новых городов, городов-спутников, а также жилых районов начал широко внедряться принцип комплексной застройки в виде системы микрорайонов, составляющих крупные целостные массивы. При такой застройке жилье должно удобно сочетаться с необходимыми зданиями культурно-бытового назначения. Вместо прежней сплошной периметральной застройки улиц крупными кварталами и парадного оформления магистралей фасадами жилых домов в ущерб требованиям удобства и гигиены стала все чаще применяться свободная живописная планировка и комбинированная застройка. Первыми, правда еще далеко не совершенными, опытами создания жилых районов такого типа можно считать Юго-Запад и Новые Черемушки, Хорошово-Мневники, Химки-Ховрино, Рублево и другие новые районы Большой Москвы;

Обо всем этом остро и принципиально говорилось на IV Всесоюзном съезде советских архитекторов (1965), где были подведены итоги десятилетнего развития архитектуры но новому пути. Одобрив общее принципиальное направление советской архитектуры, съезд подверг критике ошибки и просчеты ряда градостроительных планов и отдельных проектов жилых домов и общественных зданий, не учитывающих местные и национальные особенности и недооценивающих идейно-воспитательные и художественные требования, предъявляемые к социалистической архитектуре. На съезде остро критиковались однообразие и нивелировка в массовой жилой застройке, говорилось о необходимости повысить роль и ответственность архитектора в современном строительстве, наладить тесную связь архитекторов и художников в создании целостных ансамблей наших городов и сельских населенных пунктов.

Первыми сооружениями нового типа, возникшими после развенчания эклектических украшательских тенденций в архитектуре, был созданный большой группой архитекторов под руководством Александра Васильевича Власова (1900 — 1962) Дворец спорта и весь спортивный комплекс в Лужниках (1955 — 1956) и целый ряд других работ, например павильон СССР в Брюсселе (1958), панорамный кинотеатр «Мир» (1958) и кинотеатр «Россия» в Москве, новые станции метро в Ленинграде, Киеве и Москве (направление — Новые Черемушки и Юго-Запад).

Первые здания нового типа отличались подчеркнутой простотой облика. Они привлекали необычными конструктивными решениями, пространственной свободой, контрастом глухих массивов стен и сплошного остекления, единством своего внешнего вида и внутреннего пространства.

Сооружения 60-х гг. — такие, как гостиница «Неринга» в Вильнюсе (1960; архитекторы — братья В. и А. Насвитисы, гостиница «Юность» в Лужниках (1961; архитекторы Ю. Арндт, Т. Баушева, В. Буровин, Т. Владимиров), гостиница Аэрофлота в Москве (1964; архитекторы Д. И. Бур-дин, Ю. Р. Рабаев и другие) и новые аэропорты Москвы — Внуково II, Шереметьево и Домодедово(1964 — 1965)), автовокзал в Киеве (1961; архитектор Я. Милец-кий) и другие постройки продолжали и развивали основные находки и достижения архитектуры новой стилевой направленности. Особенно важное значение для ее становления имело сооружение в Москве Дворца съездов (1961; архитекторы М. По-сохин, А. Мндоянц, Е. Стамо, П. Штеллер, Н. Щепетильников и группа инженеров). Архитектурно-художественные достоинства этого сооружения сочетаются с инженерно-техническими новшествами в устройстве зрительного зала, его освещения и акустики, в первоклассном оборудовании огромной сценической площадки и решении всех интерьеров здания.

Другим крупным сооружением нового архитектурного направления является комплекс Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве (1963). Авторы его — молодежный коллектив архитекторов и художников — В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян, конструктор Ю. Ионов, художники Е. Аблин, И. Губарев, И. и А. Дервиз, И. Пчельников — благодаря творческому подходу к проблеме синтеза искусств создали целостный архитектурно-художественный ансамбль, удачно использовав для этого сложный рельеф местности, обилие зелени и водоемы.

Конечно, не случайно, что светлый, радостный, по-настоящему гуманистический характер новой советской архитектуры особенно ярко сказался в сооружениях для детей. Об этом говорит не только пример московского Дворца пионеров, но и архитектурное решение новых типовых школ и других детских учреждений, а также ансамбли пионерлагерей «Орленок» и «Новый Артек» с его комплексами «Морской» и «Прибрежный»

Вторая книга 6 тома "Всеобщая история искусств" под редакцией В.П. Толстого; Государственное издательство " искусство" 1966 г;