Архитектура общественных зданий СССР в период 1954-1984гг.
В эстетике архитектуры общественных зданий в данный период большую роль играли методы индустриального строительства. Тенденции, связанные с технизацией производства, с последовательным выявлением функции сооружения, сказывались в том, что конструкция представала как бы в «чистом» виде, не подвергаясь подчас специальной художественной обработке. Большую роль при этом сыграли мастерство архитектора, чувство меры и пропорций, умение компоновать сооружение в целом, связывать его с окружением.
Энтузиастом внедрения творческого метода, связанного с этими тенденциями при сооружении зданий и комплексов учреждений отдыха, проявил себя архитектор А. Полянский. В комплексе Всесоюзного пионерского лагеря «Ар- тек» имени В. И. Ленина в Крыму, строившегося по проекту руководимого им коллектива, жилые корпуса и разнообразные здания общественного назначения возводились из нескольких типовых элементов фундамента, каркаса, ограждений и лестничных маршей, а также конструкций типа «грибки». Эта работа была отмечена Государственной премией СССР 1965 г. В композиции лагеря архитектор широко использовал рельеф, зелень и—в декоративных целях—крупные камни.
Примером выразительности оригинальных конструктив ных решений и огромной роли природного окружения в композиции комплекса служат певческие эстрады в Таллине и Вильнюсе, сооруженные по одному проекту (архитекторы А. Котли, X. Сепманн, У. Тельпус, инж. Э. Пальман, X. Орувээ, 1960 г.), где между двумя огромными параболическими арками из полых труб (расстояние между опорами 73 м, высота верхней точки арки над землей 36 м) натягивались металлические тросы, по которым укладывалось деревянное щитовое покрытие. До тридцати тысяч певцов собирается на этих своеобразных эстрадах. Зелень парка (Вильнюс), даль моря (Таллин) служат великолепным обрамлением для этих смелых по форме и размерам сооружений.
Новое формообразование на основе простых конструктивных решений стало важным завоеванием архитектуры того времени. Создаются промышленные сооружения, в которых учитываются требования современной технологии производства. Для текстильной фабрики в Новых Черемушках на основе сетки колонн 24x12 м сооружается одноэтажный корпус размером почти 300x100 м (архит. С. Бур- до, инженеры С. Добрынин, А. Шевелев). В нем искусственное освещение и кондиционированный воздух, плоская кровля заливается водой.
Тенденция создавать простые, лаконичные сооружения, в которых форма следует функции, приводила к тому, что даже объекты, создаваемые по индивидуальным проектам, приобретали нередко черты типизированной, обезличенной архитектуры. Однако в лучших произведениях того времени выразительность архитектурной формы была на высоком уровне.
В новых конструкциях и материалах—железобетоне и металлическом каркасе, сплошном стеклянном ограждении наружных стен и т. п.—открывались новые эстетические возможности. В таких сооружениях, как высотные корпуса Центрального аэровокзала или кинотеатр «Россия» в Москве, стекло используется в как элемент архитектурной формы. При этом достигается эффект зрительного включения интерьера фойе кинотеатра в пространство сквера на площади Пушкина, а в вечернее время ярко освещенный интерьер как бы становится частью площади. Однако повсеместное увлечение сплошным остеклением было функционально и экономически не оправданным.
Источник: Архитектура СССР, 1917-1987 : [книга-альбом] / под рук. Н. Ф. Гуляницкий ; ред. В.И. Балдин . – М. : Стройиздат [Изд-во лит. по строительству], 1987 . – 552 с. : цв. ил., фот., схем. - Библиогр. в сносках. - В надзаг. : Гос. комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Центр. НИИ теории и истории архитектуры , Союз архитекторов СССР. - Посвящ. 70-летию Великого Октября.
Стр. 197-198
Новые черты современной советской архитектуры ярко сказались во многих промышленных и гражданских сооружениях. В конце 50-х — начале 60-х гг. были построены гиганты гидроэнергетики на Волге, Днепре и на великих сибирских реках. Были построены первые советские атомные электростанции, огромные научно-исследовательские лаборатории, электронно-вычислительные центры, гиганты химической индустрии, заводы, порты, космодромы и другие крупные сооружения. Большое практическое значение на новом этапе приобрела разработка принципа районной планировки. Ее цель состоит в том, чтобы на территории большого Экономического района так целесообразно спланировать размещение предпритий, чтобы их взаимосвязь обеспечивала наиболее благоприятные условия для труда и быта городского и сельского населения данного района. В последние годы при строительстве новых городов, городов-спутников, а также жилых районов начал широко внедряться принцип комплексной застройки в виде системы микрорайонов, составляющих крупные целостные массивы. При такой застройке жилье должно удобно сочетаться с необходимыми зданиями культурно-бытового назначения. Вместо прежней сплошной периметральной застройки улиц крупными кварталами и парадного оформления магистралей фасадами жилых домов в ущерб требованиям удобства и гигиены стала все чаще применяться свободная живописная планировка и комбинированная застройка. Первыми, правда еще далеко не совершенными, опытами создания жилых районов такого типа можно считать Юго-Запад и Новые Черемушки, Хорошово-Мневники, Химки-Ховрино, Рублево и другие новые районы Большой Москвы;
Обо всем этом остро и принципиально говорилось на IV Всесоюзном съезде советских архитекторов (1965), где были подведены итоги десятилетнего развития архитектуры но новому пути. Одобрив общее принципиальное направление советской архитектуры, съезд подверг критике ошибки и просчеты ряда градостроительных планов и отдельных проектов жилых домов и общественных зданий, не учитывающих местные и национальные особенности и недооценивающих идейно-воспитательные и художественные требования, предъявляемые к социалистической архитектуре. На съезде остро критиковались однообразие и нивелировка в массовой жилой застройке, говорилось о необходимости повысить роль и ответственность архитектора в современном строительстве, наладить тесную связь архитекторов и художников в создании целостных ансамблей наших городов и сельских населенных пунктов.
Первыми сооружениями нового типа, возникшими после развенчания эклектических украшательских тенденций в архитектуре, был созданный большой группой архитекторов под руководством Александра Васильевича Власова (1900 — 1962) Дворец спорта и весь спортивный комплекс в Лужниках (1955 — 1956) и целый ряд других работ, например павильон СССР в Брюсселе (1958), панорамный кинотеатр «Мир» (1958) и кинотеатр «Россия» в Москве, новые станции метро в Ленинграде, Киеве и Москве (направление — Новые Черемушки и Юго-Запад).
Первые здания нового типа отличались подчеркнутой простотой облика. Они привлекали необычными конструктивными решениями, пространственной свободой, контрастом глухих массивов стен и сплошного остекления, единством своего внешнего вида и внутреннего пространства.
Сооружения 60-х гг. — такие, как гостиница «Неринга» в Вильнюсе (1960; архитекторы — братья В. и А. Насвитисы, гостиница «Юность» в Лужниках (1961; архитекторы Ю. Арндт, Т. Баушева, В. Буровин, Т. Владимиров), гостиница Аэрофлота в Москве (1964; архитекторы Д. И. Бур-дин, Ю. Р. Рабаев и другие) и новые аэропорты Москвы — Внуково II, Шереметьево и Домодедово(1964 — 1965)), автовокзал в Киеве (1961; архитектор Я. Милец-кий) и другие постройки продолжали и развивали основные находки и достижения архитектуры новой стилевой направленности. Особенно важное значение для ее становления имело сооружение в Москве Дворца съездов (1961; архитекторы М. По-сохин, А. Мндоянц, Е. Стамо, П. Штеллер, Н. Щепетильников и группа инженеров). Архитектурно-художественные достоинства этого сооружения сочетаются с инженерно-техническими новшествами в устройстве зрительного зала, его освещения и акустики, в первоклассном оборудовании огромной сценической площадки и решении всех интерьеров здания.
Другим крупным сооружением нового архитектурного направления является комплекс Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве (1963). Авторы его — молодежный коллектив архитекторов и художников — В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян, конструктор Ю. Ионов, художники Е. Аблин, И. Губарев, И. и А. Дервиз, И. Пчельников — благодаря творческому подходу к проблеме синтеза искусств создали целостный архитектурно-художественный ансамбль, удачно использовав для этого сложный рельеф местности, обилие зелени и водоемы.
Конечно, не случайно, что светлый, радостный, по-настоящему гуманистический характер новой советской архитектуры особенно ярко сказался в сооружениях для детей. Об этом говорит не только пример московского Дворца пионеров, но и архитектурное решение новых типовых школ и других детских учреждений, а также ансамбли пионерлагерей «Орленок» и «Новый Артек» с его комплексами «Морской» и «Прибрежный»
Вторая книга 6 тома "Всеобщая история искусств" под редакцией В.П. Толстого; Государственное издательство " искусство" 1966 г;