Социологическое наблюдение

Важный метод эмпирического исследования – наблюдение. Характерные черты наблюдения: систематичность, планомерность и целенаправленность.

Наблюдение есть специфический способ организации информационного поля, связывающего социолога и объект исследования. При этом в идеале социолог получает информацию об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия, прямой регистрации явлений в их системной связи. Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя – последовательно и искренне придерживаться критериев и принципов научного наблюдения, не подменять их эмоциями.

Существуют особенности наблюдения.

Первая особенность – связь наблюдателя с объектом наблюдения. Ни в какой другой науке исследователю не приходится заниматься изучением совокупности, к которой он сам принадлежит, частью которой он есть, от которой непосредственно зависит. Социолог наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, выступая одновременно частицей общества. Неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание социальных процессов, ситуаций, действий отдельных индивидов.

Вторая особенность наблюдения в социологии вытекает из связи наблюдателя с объектом наблюдения и состоит в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты – эмоциональности восприятия. Если явления неживой природы могут не возбуждать эмоций у наблюдателя, то социальные явления, их восприятие и интерпретация всегда эмоциональны. Эта особенность наблюдения при любом исследовании должна учитываться как один из источников возможного искажения данных наблюдения.

Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального факта чрезвычайно затруднительно, потому что социальные процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и редко бывают идентичными. Поэтому лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может дать достоверную информацию и перейти к интерпретации данных. Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых при анализе. Так, информация о лежащих в основе поведения людей мотивах, интересах, предпочтениях, жизненных планах, структуре отношений в трудовых коллективах, о семейной жизни и бытовой деятельности и т.п. используется при анализе. Источник такой информации, необходимой для научного изучения социальных процессов –непосредственные участники процессов – люди, их высказывания, собственные мнения, настроения, поступки и окружающая их реальность.

Успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется типом наблюдения. Различают следующие типы (виды) наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее, полевое, лабораторное, систематическое, случайное.

Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения, их качества, высока доля избыточной информации. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение первичной информации об объекте.

Неконтролируемое наблюдение часто применяется в социологическом исследовании. Оно типично для случаев, когда социологу не ясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования.

Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает:

- разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта;

- наличие разработанного плана;

- анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта.

Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.

Невключенное наблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий.

При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события. Желательно, разумеется, чтобы он полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе, был стихийно признан его членом. При этом надо учитывать диалектику адаптации своего наблюдателя в трудовом коллективе. Практически неизбежна первая фаза такой адаптации, когда к нему относятся настороженно. Она требует от наблюдателя большого такта, умения выбрать и освоить второстепенную социальную роль, избегать роли лидера или микролидера, поскольку это слишком меняет природу типичных для данного коллектива взаимосвязей и отношений.

Различия полевых и лабораторных исследований связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т.п.). Лабораторное же исследование искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия.

 

45. Фокус-группы. Принципы формирования групп. Процедура и техника беседы. Функции и качества модератора.Фокус группы - наиболее распространенный метод качественного маркетингового исследования. В фокус группах изучаются модели потребительского поведения, осуществляется поиск идей коммуникационных стратегий и тактик, идей позиционирования. Обычно в состав фокус группы входит 8-10 человек, но специфика решаемых в ходе исследования задач может в отдельных случаях требовать участия 3-4 человек (минигруппы) или 15-20 человек (супергруппы). Также к числу фокус-групп относятся интервью с супружескими парами (диады) и парами с ребенком (триады). Длительность фокус группы обычно не превышает 2 часов. Фокус группы проводятся в специально оборудованных помещениях, оснащенных записывающей аудио и видео техникой, совмещенных с комнатой для скрытого наблюдения за процессом дискуссии. Среди традиционных методов исследования фокус-группы имеют ряд очевидных преимуществ. В процессе фокус групп возможна демонстрация продуктов, их вкуса, запаха и прочих свойств. По результатам фокус групп заказчик может получить ряд скрытых до этого гипотез относительно обсуждаемых тем. Дискуссии, рождающиеся в ходе фокус групп, могут обнаружить достоинства и недостатки, скрытые прежде. Наши возможности позволяют транслировать в Интернет потоковое (30 кадров в секунду) онлайн видео в процессе проведения фокус групп. Таким образом, Вы можете "присутствовать" на фокус группе, не выходя из своего кабинета, наблюдая за ее ходом на мониторе в полноэкранном режиме, без потери качества и покадрового прерывания. Также Вы можете направлять или корректировать ход дискуссии на фокус группе (если это предусмотрено сценарием), пользуясь возможностями связи с модератором.

Ограничения метода фокус группы

Главные проблемы метода фокус групп сосредоточены вокруг характеристик личности участников дискуссии. Респонденты непроизвольно выполняют множество деструктивных ролей, препятствующих эффективному получению информации. Это существенный недостаток фокус-групп в сравнении с родственным методом исследования - глубинным интервью. Только очень опытные модераторы способны удерживать ход дискуссии в границах разработанного сценария и вести ее к полному достижению поставленных целей.

В процессе фокус групп достаточно сложно выявить глубинные мотивации, поскольку участники не всегда готовы выражать отношений, характеризующих их со слабых сторон. Зачастую истинные мотивации участников фокус группы скрываются за психологическим механизмом защиты. Находясь в фокус группе, участники зачастую стремятся выглядеть экспертами в обсуждаемых вопросах, углубляясь в обсуждение явных свойств продуктов и не отражая собственных глубинных мотиваций.

Согласно общепринятому мнению, высокая цена является очевидным недостатком метода фокус-групп. С этим можно согласиться при том, что средняя стоимость организации фокус-группы в Москве превышает 50 000 рублей. Наше агентство в качестве контраргумента предлагает более приемлемые цены на исследования, в том числе - на фокус-группы. Сегодня мы предлагаем организацию стандартной фокус-группы (8-10 участников, 2 часа, все затраты включены) за 36 500 рублей.