Контрольное исследование.

 

9. Подготовительный этап социологического исследования, его цели, задачи и процедуры. На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения. На Подготовительном этапе осуществляется изучение степени разработанности интересующей исследователя проблемы, определяется методологическая стратегия исследования, разрабатывается его программа и инструментарий. Важнейшим элементом данного этапа является разработка Программы социологического исследования, которая содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Подготовительный этап эмпирического социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования. Рабочий план социологического исследования имеет оперативный характер. В нем определяется последовательность проведения работ и намеченных процедур. Он содержит перечень основных этапов исследования, методов сбора, обработки и анализа информации, видов отчетности, ожидаемых результатов, материальные и трудовые расходы, сроки выполнения этих работ.

 

10. Полевой этап социологического исследования, его цели, задачи и процедуры. Полевой этап (сбора первичной информации) — это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на службе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т. д. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т. е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа. Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ. Полученная в ходе полевых работ информация неслучайно называется первичной. Исходя из нее невозможно установить те зависимости, которые кладутся в основу социологических выводов и рекомендаций. Поэтому она нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и иных показателей. Суть этого трансформирования — обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа. Это время сбора первичной социологической информации, т.е. проведения массовых опросов, интервьюирований, тестирований, наблюдений – короче, практического применения усовершенствованных инструментов избранных методик и получения материала для последующих выводов и рекомендаций. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.Данный этап начинается с подготовки команды, способной грамотно пользоваться исследовательскими инструментами. Ради экономии времени, формирование штаба технических работников (кодировщиков, анкетеров, интервьюеров и других) ведется, как правило, параллельно с пилотажем инструментов. Поэтому непосредственные полевые работы начинаются с итогового инструктажа исполнителей исследования, вооружения их должными инструментами и индивидуальными заданиями, их прибытия в поле – места сбора информации.

Полевой этап требует значительного времени. Параметры временных затрат заданы выборкой, сложностью инструментов, количеством сборщиков информации, а также производительностью и качественностью их труда. Особое внимание заслуживает проблема качественности сбора данных, в т.ч. и прежде всего, общения исполнителей полевых работ с обследуемыми людьми. Полевые исследования осуществляются по заранее составленным планам-графикам, обеспечивающим четкость и своевременность исполнения отдельных операций и индивидуальных заданий. Но эти планы-графики не отменяют естественной сложности полевых работ, выражающейся в потребности одновременного решения многих задач.

 

11. Этап обработки информации, его цели, задачи и процедуры. Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Сбор и обработка информации:
• сбор информации;
• подготовка собранных данных к обработке (отбракование, кодировка, обобщение открытых ответов, введение в ЭВМ);
• проработка полученной информации.

 

12. Этап обобщения и анализа информации, его цели, задачи и процедуры. Анализ информации и подготовка итогов документов — заключительный этап. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего. Главным инструментом социологического анализа являются статистика и использование ЭВМ, существует множество универсальных статистических пакетов программ для социолога.

Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итогового документа выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе. Третий этап — результирующий.Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.Анализ и интерпретация информации:
• анализ результатов математической обработки полученной информации;
• разработка выводов и предложений (рекомендаций) за результатами социологического исследования;
• составление итогового документа социологического исследования (информации, информационной или аналитической записки, отчета и добавлений к нему).
4. Внедрение полученных результатов в практику:
• составление докладной записки;
• подготовка проекта документа относительно мероприятий или предложений за результатами исследования.

 

13. Количественная и качественная методологические ориентации, соотношение количественных и качественных методов в социологическом исследовании. Качественное исследование (qualitative research) позволяет понять суть обстановки, сложившейся вокруг проблемы, тогда как цель количественного исследования (quantitative research) — получить результаты в количественной форме с помощью ряда методов статистического анализа. Иногда качественное исследование необходимо для пояснения данных, полученных путем количественного исследования. Данные, полученные после проведения качественного исследования. Качественное исследование Неструктурированный поисковый метод исследования, основанный на малом количестве участников, призванный лучше понять проблему исследования. Количественное исследование Метод исследования, предназначенный для сбора информации и представления ее в количественной форме, с помощью процедур статистического анализа. В отличие от количественной, качественная традиция, которая может быть охарактеризована как интуитивистская, склонна рассматривать образование концептуальных представлений как процесс формирования образов. Сторонники количественного подхода критикуют качественные методы за субъективизм и низкую достоверность. Практика полевых исследований показывает, что для многих объектов или проблем применение количественных методов оказывается либо невозможным, либо ограниченно возможным. Эти ограничения могут возникать по разным причинам: вследствие объективных свойств изучаемых переменных, неотработанности измерительных процедур, ограниченных ресурсных возможностей исследователя, закрытости некоторых сообществ, а также в тех случаях, когда изучаемый объект обладает множеством частных признаков, неопределенным и меняющимся их составом, причем ни один из них не имеет решающего влияния на ход исследуемых процессов.

 

14. Программа социологического исследования. Документ, отражающий общую концепцию исследования, его стратегию, логику. Программа качественного исследования гибкая, меняется по мере проведения исследования, программа количественного исследования-жесткая. Её функции: теоретико-методологическое обоснование, методическое обоснование, организационное обоснование. Программа состоит из разделов: 1) теоретико-методологический включает: тема социальная и научная, объект и предмет, цели и задачи, интерпретация основных понятий, предварительный анализ проблемы, рабочие гипотезы 2)Методический раздел включает: описание метода сбора данных, проект выборки(тип, объем), тематические блоки вопросов для инструментария, программа счета, схемы обработки данных, календарный план, организационный план, сетевой график. Общие требования к программе: соответствовать уровню знаний изучаемой проблемы; преемственность и связь с проведенными ранее исследованиями по сходной или смежной тематике; концептуальное единство; нацеленность на новую информацию; нацеленность на практические результаты, на решение изучаемой социальной проблемы. Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования - необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

 

15. Основные понятия теории выборки (выборка, генеральная совокупность, выборочная совокупность, единицы отбора, единицы наблюдения).Выборка имеет 2 смысла: 1. Отобранная для исследования часть ГС(выборочная совокупность) 2. Методы процедуры отбора этой части(методика выборки) Поэтому на вопрос, какая в исследовании выборка, возможны 2 ответа: указание на социальную группу и на количество опрошенных, указание на тип выборки, методы отбора. Генеральная совокупность-вся социальная группа, которая подлежит изучению согласно целям и задачам исследования, эта группа-носитель социальной проблемы. Носитель социальной информации о проблеме. Пример: национальный состав Башкортостана. ГС обладает разнообразными характеристиками и имеет границы. Чтобы описать границы, необходимо указать на те социальные группы, из которых состоит ГС. Возможны 2 случая: до начала исследования известны численность, граница ГС; до начала исследования не известна численность и нет статистической информации и социальном составе ГС. Единица наблюдения-это часть, представитель ГС, от которой собирается информация. В простейшем случае это респондент. ЕН могут быть также домохозяйства, в контент-анализе это газеты, журналы. Единица отбора-это часть ГС, которая представляет ее на различных ступенях формирования выборки. Термин применяется для выборок, где более одной ступени, в которых отбору ЕН предшествует отбор более крупных частей ГС. Пример: выборка с отбором избирательных участков. Отбор ЕН называется скрининг.

 

16. Основа выборки. Понятие, типы и основы, наиболее часто используемые в практике современных выборочных исследований. Основа-перечень, список единиц наблюдения, единиц отбора, входящих в ГС. Основы используются в случайных и систематических выборках. Эти выборки не могут быть реализованы, если нет основ выборки. Существует 3 типа основ: 1) готовые основы, созданные не для цели исследования, но которые могут использоваться-это списки избирателей, избирательных участков, базы адресов жителей города. Данные основы обладают многими преимуществами, но не всегда доступны для социолога. 2) Основы, специально создаваемые для исследования. Пример: создание списка предприятий. 3)основы, сочетающие 1 и 2. Пример: описание опросных участков, создание базы опросных участков, которая используется многократно. Основы должны отвечать требованиям: полнота, точность, удобство, доступность, адекватность к целям и задачам исследования.

 

17. Случайные, вероятностные выборки и методы отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них. Теоретическая основа этих выборок-теория вероятности, закон больших чисел. Они связаны с понятием статистической вероятности. Признаки, которыми обладает ГС воспроизводятся в таких выборках случайно-вероятностным образом при строгом соблюдении процедуры случайно-вероятностного отбора на всех ступенях выборки. Признаки самовоспроизводятся. Основное условие формирования выборки-всем единица совокупности должны быть предоставлены равные, отличные от 0 возможности попасть в выборку. Методы отбора: 1)метод лотереи. Простой бесповторный отбор-все единицы исходной совокупности заносятся, а затем отбираются в случайном порядке. Простой повторный-с возвращением отобранных единиц в лотерею, снова производится отбор. Отбор также возможен по таблицам случайных чисел. Датчик случайных чисел может использоваться при формировании телефонных номеров телефонных опросов.Карточка Кишо обеспечивает равновероятностную возможность всем членам семьи попасть в выборку независимо от каких-либо характеристик. Один из случайных методов-по дню рождения ближайшего предстоящего и прошедшего. Однако он показал сдвиг по признаку пола, это привело к ограничению использования метода.

 

18. Систематическая (механическая выборка) и методы отбора единиц отбора и единиц наблюдения в ней.Метод отбора-шаг, отбор через равные интервалы. Шаг определяется: ГС делить на выборку. Шаг может рассчитываться для всей ГС или для подсовокупностей. Для реализации метода нужна основа. Первая единица отбирается по таблице случайных чисел. На практике шаг используется в маршрутной выборке для отбора домохозяйств. 1) сочетание шага со случайно-вероятностным отбором: домохозяйства отбираются шагом, а респондент одним из случайных методов. 2) интервьюер подсчитывает число домохозяйств на опросном участке, определяет шаг. Отбирает домохоз с рассчитанным шагом. Можно применять, но практически невозможно контролировать правильность отбора домохоз, поэтому применение нежелательно. 3) Шаг задается исследовательской группой. Все интервьюерам задается единый шаг. В сельской местности шаг должен быть меньше. Применяется шаг после опрошенного и постоянный.

 

19. Неслучайные выборки и методы отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них. Неслучайные делятся на стихийные и целенаправленные. 1- выборка формируется сама по себе, без участия исследователя: выборка в прессовом опросе, когда анкета заполняется, высылается в адрес СМИ, газет или журналов. Отвечают только те, кто захочет. Основная проблема - репрезентативность; метод первого встречного; выборка в интернет-опросах; выборка в опросах по телевидению во время передач.

2- квотная выборка, рассчитанные квоты воспроизводят с точки зрения целей и задач исследования признаки ГС. В основе лежит теория подобия. Отсюда делается вывод о правомерности распространения результатов исследования одного объекта на другой. На практике чаще всего применяется сочетание квотного отбора респондента с отбором единиц отбора другими методами. Тип снежный ком, находится несколько единиц и с их помощью находится следующий и т.д. Метод типичных представителей-отбираются типичные единицы ГС.

 

20. Квотная выборка: методика построения и реализации. Методологические проблемы. 1) Выбор квотируемых признаков и построение шкал для их измерения. Выбор определяется целями и задачами, наличием статистики. Минимальное число признаков: 2+образование. 2)Строится структурная модель ГС. Цель: уяснить представление о ГС, ее структуре, какие статистические данные необходимы. 3) собираются данные под структурную модель. 4) определяется стратегия рассчетов: без учета долей квотируемых признаков и с учетом. Суть: пропорции ГС переносятся на подсовокупности; расчеты выборки для подсовокупности производятся на основе реальных признаков в них. 5) производятся рассчеты. Формула: признак=Число единиц ГС*объем выборки/ ГС. 6) производится отбор точек опроса и размещение в них квот. 2 способа размещения: пропорциональное и равномерное. 7) рассчитываются квотные задания для интервьюеров, в которых указывается, сколько респондентов необходимо опросить и какими признаками они должны обладать. Рассчеты производятся из нормы 10-20 интервью на одного человека. Проблемы: нужна свежая статистика для рассчета квот, вызывает вопрос корреляция квотируемых и изучаемых признаков, не гарантирует репрезентативности по неквотируемым признакам, субъективность отбора респондентов

 

21. Стратифицированная выборка. Процедуры построения и реализации. Способы размещения выборки между стратами и возможности анализа признаков выборочной совокупности.Выборка, в которой отбору предшествует процедура стратификации, т.е. разделение, расслоение совокупности на однородные слои, страты. Отбор производится отдельно из каждой страты. Цель: сделать слои однородными, уменьшить ошибку выборки. Методы отбора могут применяться разные: случайно-вероятностные и систематические. Типичный пример: стратификация населенных пунктов по их типа и численности. Размещение выборки между стратами возможно 3мя способами: равномерное: в каждую страту помещается одинаковая часть выборки; пропорциональное: с соблюдением пропорций страт ГС; оптимальное: в соответствии с дисперсией характеристики ГС. Чаще всего применяется 1 или 2. Применяется в тех случаях, «когда цели и задачи исследования требуют вероятностного отбора респондентов по каким-либо групповым критериям», или когда мы имеем дело с неоднородной генеральной совокупностью, или когда она слишком велика, или имеет сложную структуру, и основу выборки для всей генеральной совокупности получить сложно, чем для отдельных её частей. Для повышения точности результатов отбора процедура такой выборки состоит из деления генеральной совокупности на страты («страта» – это социальная, возрастная, или иная группа, буквально «слой»), которые являются однородными и используются для изучения электоральных намерений, социального класса и возраста, отношений к уровню доходов и другое. После определения страт в каждой из них осуществляется простая случайная или систематическая выборка, при наличии собственной основы выборки. Этот метод особенно хорош, когда генеральная совокупность неоднородна. Однако стратифицированная выборка может быть применена лишь при наличии дополнительной информации о генеральной совокупности (например, нам необходимо процентное соотношение мужчин и женщин, в случае, если мы хотим стратифицировать выборку по полу). Отсутствие такой информации делает применение стратифицированной выборки невозможным. Еще один недостаток стратифицированного отбора – это возможность систематической ошибки.