Й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

 

 

Тематическое планирование Литературному чтению (4 класс)

№ пп Раздел Тема урока Кол-во часов Элементы и содержание Дата
По факту По плану
  Введение. Знакомство с учебником Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях.основное содержание изученных произведений, их авторов. Пролог в художественном произведении.    
Раздел №1. Любимые книги(8ч). Г. Сапгир «Вчера, сегодня, завтра» Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Различение жанров произведений: повесть. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).        
Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести    
Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести    
Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести    
Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»    
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1    
Вн.чтение «Книги о ребятах сверстнках»    
«Что такое детская литература?»    
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20ч). Зарождение литературы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой …» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.      
«Повесть временных лет», «Расселение славян»    
Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки»    
«Похвала книгам Ярослава Мудрого»    
«Поучение» Владимира Мономаха детям» Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»    
Путешествий 1. «17 век. Чудов монастырь» Справщик Савватий – первый детский поэт.    
Стихи Савватия Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…    
Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика    
Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги    
Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа №2    
Внеклассное чтение. Книги о книгах    
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»    
А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»    
А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»    
Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»    
Сочинение в стиле нравоучительной статьи    
Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»    
Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа №3.    
Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)    
Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»    
         
Раздел 3. 19 век. Путешествие продолжается(44). Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Различение жанров произведений: басня. Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов) Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Различение жанров произведений: басня. . Произведения выдающихся представителей русской литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. . Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С. Пушкин). Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Основные темы детского чтения: произведения о родине. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Произведения выдающихся представителей русской литературы (М. Ю. Лермонтов). Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Основные темы детского чтения: произведения о природе. Произведения выдающихся представителей русской литературы ( Ф. И. Тютчев). Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов). Произведения выдающихся представителей русской литературы (Л. Н. Толстой). Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Произведения выдающихся представителей русской литературы (Л. Н. Толстой) Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Основные темы детского чтения: произведения о родине. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Устное изложение текста по плану. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. П. Чехов)      
И. Крылов «Квартет».    
Обобщение по теме «Басни Крылова». Характерные особенности жанра басни.    
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»    
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»    
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»    
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»    
Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой    
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»    
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»    
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»    
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»    
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»    
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»    
В. А. Жуковский «Спящая царевна»    
Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)    
В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)    
Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю)    
А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)    
Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается»    
Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века)    
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»    
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»    
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»    
Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева о природе    
Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе    
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»    
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»    
Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги    
Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве»    
Л. Н. Толстой «Как ходят деревья»    
Практикум. «Учись читать художественную прозу»    
К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»    
К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»    
К. Д. Ушинский «Наше Отечество»    
К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подражание Ушинскому    
А. И. Куприн «Слон»    
А. И. Куприн «Слон»    
А. И. Куприн «Слон»    
Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»    
Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»    
Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»    
Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века»    
Внеклассное чтение. Произведения Чехова для детей.    
Раздел 4. Детская литература XX века(43). Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Основные темы детского чтения: произведения о детях. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Основные темы детского чтения: произведения о детях. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока;      
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (отдельные главы)    
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (отдельные главы)    
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение). Образ Лены Икониной    
Внеклассное чтение. «Мир детства»    
Путешествие 9. Петроград. 1923 год    
Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»    
К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон. К. Чуковский «От двух до пяти»    
Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»    
Юрий Владимиров «Чудаки», Александр Введенский «О рыбаке и судаке»    
Внеклассное чтение. «Современные чудаки»    
Путешествие 10.«Вокруг Маршака» С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»    
Внеклассное чтение. «Современные детские журналы»    
Е. Шварц «Два брата»    
Е. Шварц «Два брата»    
Е. Шварц «Два брата»    
Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»    
А. Толстой «Фофка»    
А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот»    
М. Пришвин «Изобретатель»    
С. Я. Маршак «Сила жизни»    
Р. Киплинг «На далекой Амазонке»    
Р. Бёрнс «В горах мое сердце»    
С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор    
Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10)    
Внеклассное чтение. «Творцы книг»    
Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»    
А. Барто «Снегирь».    
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»    
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»    
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»    
Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом»    
Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети»    
А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы)    
А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы)    
А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы)    
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».    
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».    
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».    
Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»    
В. Драгунский «Что любит Мишка?»    
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника, Н. Носова    
Стихи А. Барто. Сатира или юмор?    
Раздел 5. Детская литература 60–90-х годов(20). Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю.Коринца Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Основные темы детского чтения: произведения о детях. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).      
Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира    
Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского    
Стихи С. Чёрного, В. Долиной    
Миниатюры Г. Цыферова    
Стихи Н. Матвеевой    
Внеклассное чтение. Любимые стихи    
Практикум«Учись читать лирический текст»    
Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»    
Итоговая проверка техники чтения    
С. Козлов «Снежный цветок»    
С. Козлов «Снежный цветок»    
С. Козлов «Снежный цветок»    
Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай».    
К. Драгунская «Ерунда на постном масле»    
К. Драгунская «Федя плюс Надя»    
Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»    
Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя»    
Эпилог. Письмо к читателям Путешествие по «океану света»    
Внеклассное чтение. Урок – отчет.