Й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
Тематическое планирование Литературному чтению (4 класс)
№ пп | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Элементы и содержание | Дата | ||||||
По факту | По плану | ||||||||||
Введение. Знакомство с учебником | Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях.основное содержание изученных произведений, их авторов. Пролог в художественном произведении. | ||||||||||
Раздел №1. Любимые книги(8ч). | Г. Сапгир «Вчера, сегодня, завтра» | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Различение жанров произведений: повесть. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | |||||||||
Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести | |||||||||||
Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести | |||||||||||
Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести | |||||||||||
Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | |||||||||||
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1 | |||||||||||
Вн.чтение «Книги о ребятах сверстнках» | |||||||||||
«Что такое детская литература?» | |||||||||||
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20ч). | Зарождение литературы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой …» | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. | |||||||||
«Повесть временных лет», «Расселение славян» | |||||||||||
Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки» | |||||||||||
«Похвала книгам Ярослава Мудрого» | |||||||||||
«Поучение» Владимира Мономаха детям» Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» | |||||||||||
Путешествий 1. «17 век. Чудов монастырь» Справщик Савватий – первый детский поэт. | |||||||||||
Стихи Савватия Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… | |||||||||||
Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика | |||||||||||
Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги | |||||||||||
Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа №2 | |||||||||||
Внеклассное чтение. Книги о книгах | |||||||||||
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | |||||||||||
А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни» | |||||||||||
А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни» | |||||||||||
Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | |||||||||||
Сочинение в стиле нравоучительной статьи | |||||||||||
Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | |||||||||||
Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа №3. | |||||||||||
Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | |||||||||||
Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» | |||||||||||
Раздел 3. 19 век. Путешествие продолжается(44). | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Различение жанров произведений: басня. Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов) Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Различение жанров произведений: басня. . Произведения выдающихся представителей русской литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. . Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С. Пушкин). Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Основные темы детского чтения: произведения о родине. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Произведения выдающихся представителей русской литературы (М. Ю. Лермонтов). Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Основные темы детского чтения: произведения о природе. Произведения выдающихся представителей русской литературы ( Ф. И. Тютчев). Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов). Произведения выдающихся представителей русской литературы (Л. Н. Толстой). Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Произведения выдающихся представителей русской литературы (Л. Н. Толстой) Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Основные темы детского чтения: произведения о родине. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Устное изложение текста по плану. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. П. Чехов) | |||||||||
И. Крылов «Квартет». | |||||||||||
Обобщение по теме «Басни Крылова». Характерные особенности жанра басни. | |||||||||||
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» | |||||||||||
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» | |||||||||||
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» | |||||||||||
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» | |||||||||||
Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой | |||||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |||||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |||||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |||||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |||||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |||||||||||
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | |||||||||||
В. А. Жуковский «Спящая царевна» | |||||||||||
Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение) | |||||||||||
В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) | |||||||||||
Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | |||||||||||
А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») | |||||||||||
Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» | |||||||||||
Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века) | |||||||||||
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | |||||||||||
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | |||||||||||
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | |||||||||||
Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева о природе | |||||||||||
Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе | |||||||||||
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | |||||||||||
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | |||||||||||
Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги | |||||||||||
Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве» | |||||||||||
Л. Н. Толстой «Как ходят деревья» | |||||||||||
Практикум. «Учись читать художественную прозу» | |||||||||||
К. Д. Ушинский «Столица и губернский город» | |||||||||||
К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» | |||||||||||
К. Д. Ушинский «Наше Отечество» | |||||||||||
К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подражание Ушинскому | |||||||||||
А. И. Куприн «Слон» | |||||||||||
А. И. Куприн «Слон» | |||||||||||
А. И. Куприн «Слон» | |||||||||||
Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» | |||||||||||
Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» | |||||||||||
Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» | |||||||||||
Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» | |||||||||||
Внеклассное чтение. Произведения Чехова для детей. | |||||||||||
Раздел 4. Детская литература XX века(43). | Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Основные темы детского чтения: произведения о детях. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Основные темы детского чтения: произведения о детях. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; | |||||||||
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (отдельные главы) | |||||||||||
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (отдельные главы) | |||||||||||
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение). Образ Лены Икониной | |||||||||||
Внеклассное чтение. «Мир детства» | |||||||||||
Путешествие 9. Петроград. 1923 год | |||||||||||
Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» | |||||||||||
К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон. К. Чуковский «От двух до пяти» | |||||||||||
Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | |||||||||||
Юрий Владимиров «Чудаки», Александр Введенский «О рыбаке и судаке» | |||||||||||
Внеклассное чтение. «Современные чудаки» | |||||||||||
Путешествие 10.«Вокруг Маршака» С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!» | |||||||||||
Внеклассное чтение. «Современные детские журналы» | |||||||||||
Е. Шварц «Два брата» | |||||||||||
Е. Шварц «Два брата» | |||||||||||
Е. Шварц «Два брата» | |||||||||||
Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему» | |||||||||||
А. Толстой «Фофка» | |||||||||||
А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот» | |||||||||||
М. Пришвин «Изобретатель» | |||||||||||
С. Я. Маршак «Сила жизни» | |||||||||||
Р. Киплинг «На далекой Амазонке» | |||||||||||
Р. Бёрнс «В горах мое сердце» | |||||||||||
С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор | |||||||||||
Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10) | |||||||||||
Внеклассное чтение. «Творцы книг» | |||||||||||
Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» | |||||||||||
А. Барто «Снегирь». | |||||||||||
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | |||||||||||
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | |||||||||||
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | |||||||||||
Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» | |||||||||||
Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети» | |||||||||||
А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы) | |||||||||||
А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы) | |||||||||||
А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы) | |||||||||||
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки». | |||||||||||
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки». | |||||||||||
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки». | |||||||||||
Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» | |||||||||||
В. Драгунский «Что любит Мишка?» | |||||||||||
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника, Н. Носова | |||||||||||
Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | |||||||||||
Раздел 5. Детская литература 60–90-х годов(20). | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю.Коринца | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. Основные темы детского чтения: произведения о детях. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | |||||||||
Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира | |||||||||||
Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского | |||||||||||
Стихи С. Чёрного, В. Долиной | |||||||||||
Миниатюры Г. Цыферова | |||||||||||
Стихи Н. Матвеевой | |||||||||||
Внеклассное чтение. Любимые стихи | |||||||||||
Практикум«Учись читать лирический текст» | |||||||||||
Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» | |||||||||||
Итоговая проверка техники чтения | |||||||||||
С. Козлов «Снежный цветок» | |||||||||||
С. Козлов «Снежный цветок» | |||||||||||
С. Козлов «Снежный цветок» | |||||||||||
Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». | |||||||||||
К. Драгунская «Ерунда на постном масле» | |||||||||||
К. Драгунская «Федя плюс Надя» | |||||||||||
Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» | |||||||||||
Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя» | |||||||||||
Эпилог. Письмо к читателям Путешествие по «океану света» | |||||||||||
Внеклассное чтение. Урок – отчет. | |||||||||||