Задача: придать вещи знаковость.

Функциональный анализ:

- выявить назначение вещи

- рассмотреть насколько форма объекта отвечает его функции

- определить как правильно действовать с этой формой

- определить альтернативное функционирование

Дизайнер пользуется методом функционального анализа, который имеет много общего с эргономическим анализом. Функциональный анализ может быть использован при проектировании относительно несложных изделий. В этом случае функциональный анализ вскрывает зависимость формы и конструкции изделия от той функции, которую оно выполняет.

Примером такого анализа может служить ставший классическим функционально-эргономический анализ модели телефонного аппарата с круглым диском. Несмотря на устаревшую модель самого телефона, до сих пор подобный подход остается актуальным и может быть использован при проектировании не только простых изделий, но и простейших средовых комплексов (ванная, туалетная комната, прихожая, кухня и т.п.).

Предложенный подход позволяет создать детальное описание структуры деятельности человека в пространственно-локализованных функциональных узлах, расширив существующую таблицу дополнительными параметрами, составляющими материальное наполнение среды деятельности (например: оборудование, инженерно-конструктивное решение, материал, основание для выбора и т.д.).

Функционализм был заложен в 20-30г. немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание излишней декоративности. Естественность и практичность - девиз движения функционализма.

 

Признаки функционализма

§ Использование прямоугольных форм.

§ Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментов.

§ «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.

§ Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.

§ Широкое использование «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием под общественные функции.

Индивидуальному противостоит стандартизация. Функционализмусвойственны простые, мобильные, многофункциональные формы: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик на роликах.

Идея непрерывного пространства, состоящего из перетекающих одно в другое помещений, минимальное количество обстановки, система встроенных шкафов и стеллажей, мобильная и трансформируемая мебель.

В интерьере преобладают чистые и лаконичные формы, большая роль отводится текстурам и фактурам отделочных материалов. Функционализмсформировал ряд норм, вошедших в понятие под названием - Евростандарт.

 

Философия стиля - "форма определяется функцией". Дом - это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные и законченные формы.

Понятие морфологии, основные виды морфологического анализа, представление о процессах формообразования, художественная и технологическая формы, взаимосвязь формы и конструкции, морфологические направление в дизайн проектирование.

 

Морфология - материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями.

Основные виды морфологического анализа:

· Объемно-пространственный.Любая форма взаимодействует с пространством, поэтому можно говорить о двух компонентах структуры – объеме и пространстве. Важнейшейшим аспектом является органичность связей между отдельными элементами или частями структуры.

· Функционально-технический - многообразные свойства, связанные с материалом объекта и его физическим существованием в пространстве и времени, - жесткость, упругость, трансформируемость, статичность и т.д. Тектоника, известная из архитектуры, составляют только часть этого языка, поскольку объекты дизайна значительно разнообразнее архитектурных.

Тектоника есть зримое отражение в форме работы конструкции и организации материала.

Представления о процессах формообразования:

Свойства и качества композиции:

· Соподчиненность элементов. результат особого соподчинения всех частей целого. Но гармоничное соподчинение элементов формы не есть результат конструктивных связей, даже при достаточно логичном решении конструкции. В основе такого соподчинения всегда лежит закономерность композиции.

· Композиционное равновесие такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие неадекватно простому равенству величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра и, таким образом, связано с характером организации пространства, с пропорциями, с пластикой формы, с цветовыми и тональными отношениями.

· Симметрия определенное повторение - отображение левого в правом, верхнего в нижнем и т. п.

· Асмметрия.Гармония асимметричной формы строится на сложнейшем переплетении многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии.

· Динамичность.Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризуют относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины

· Статичность -подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе

· Единство характера -Характер формы - это совокупность чисто индивидуальных черт, отличающих формы одинаковых по назначению и даже по принципу конструкции изделий

Средства композиции:

· Композиционный прием синтезирует в себе другие средства композиции - в одних случаях контраст и ритм, в других - особенности пропорций и масштаба, в-третьих — отточенную нюансировку формы и т.д. Если целостность отражает в конечном счете остальные качества композиции (масштабность, пропорциональность, ритмичность и т.п.), то композиционный прием воплощает в себе единство средств композиции.

· Пропорции и пропорционирование Размерные отношения элементов формы - это та основа, на которой строится вся композиция.

· Масштаб и масштабность Промышленное изделие масштабно, если оно соотнесено с человеком, и немасштабно, когда в нем отсутствуют элементы, по которым можно судить о незримом присутствии человека.

· Контрастпротивопоставление, борьба разных начал в композиции

· Нюанс и нюансировка Контраст в решении формы промышленного изделия вызывает необходимость его дополнения, сопровождения нюансными отношениями. Без этого тонкого аккомпанемента композиция становится прямолинейно примитивной.

· Метрический повтор в композиции, или метр, как его иногда называют, - неоднократное и с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента

· Ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов - в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка

· Цвет

Характеристики цвета:

Цветовой тон (100% цвета или ровный цвет),

Оттенок (светлота) от 99% до 1% цветового тона,

Насыщенность (от ровного цвета до наиболее темного).

· Тени и пластика. прежде всего особенности объемно-пространственной структуры, определяя ее рельефность, глубинность, насыщенность тенями и светом. Пластичная форма - это форма рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образующих. И наоборот: форма, которой не хватает пластичности, суха, аскетична, для нее характерна бедная светотеневая структура. Горельеф, Барельеф, Рельеф, Контррельеф.

Морфологическое направление в дизайн-проектировании –проектирование ведется на уровне морфологии, т.е. форма организуется и компонуется в соответствии с ее функциями. Пример –Apple каждый новый продукт имеет новую морфологию.

Взаимосвязь формы и конструкции, художественная и технологическая формы – см Тектоника