Места, связанные с Иоанном Крестителем

2.1.Пустыня, в которой обитал Иоанн. Как видно из текстов, параллельных повествованиям о детстве Иисуса, Креститель пребывал «в пустынях», будучи еще ребенком (Лк 1:80). Некоторые исследователи предполагали, что Иоанн был воспитан в Кумранской общине, поскольку ессеи принимали молодых людей и наставляли их в своем учении (1QH 9:35-36). Местные христианские предания о пустыне, в которой постоянно пребывал Креститель, позднего происхождения и противоречивы (ELS 62 ff.). Даже если Иоанн был связан в юности с ессеями, после призвания Господом он отошел от их учения, ориентированного на избранных, и обратился к проповеди покаяния для всего народа.

2.2.Крещение Иисуса. Согласно Мф 3:13-17, Иисус был крещен в реке Иордан там, где она образует восточную границу (ср. Мк 1:4-5) Иудейской пустыни (Мф 3:1). Это указывает на район между заливом Вади Фара и местом впадения Иордана в Мертвое море. Уже в III в. Ориген (Комм. Ин 6.104) знал местное предание о высотах Иерихонских на восточном берегу реки. Это предание связывает данное место с названием Вифавара (вероятно, «брод, переправа»). Впоследствии византийская традиция[1] перенесла место крещения Иисуса сюда, а точнее, в Вади Эль-Харар (ELS 17ff.). Возможно, это отождествление берет начало в иудейской традиции, вполне независимой от христианской, которая относила вознесение Илии (4 Цар 2:5-14) именно к этой местности (GBL1.193). Вполне возможно, что Иоанн выбрал для крещения это место намеренно, намекая на то, что он является эсхатологическим Илией (ср. Мф 11:14, 17:11-13; Мк 9:12-13; Лк 1:17).

2.3.Гора искушения. Хотя возможно также и символическое понимание (Мф 4:8; ср. Лк 4:5 [см. Искушение Иисуса]), раниевизантийская традиция считала горой искушения гору Джебель Карантал к северо-западу от Иерихона, на которой стоит хасмонейская крепость Док (ELS 189-90). В Иерусалимском Талмуде, пожалуй, имеются доводы против почитания этого места (И. Т. Авода Зара 39с). Согласно кумранскому Медному свитку, кажется возможным существование здесь ессейских тайников (3Q15 7:11-13). Тем не менее местная христианская традиция хранит память об удалении Иисуса именно в это уединенное место(GBL II.659).

2.4.Енон и Салим. Иоанн крестил также и в другом месте, у большого источника Энон (древнеевр. 'упоп; греч. Ainon) вблизи Салима (греч. Saleim; Ин 3:23). Крещение в Иордане могло быть опасным во время паводка, но его притоки также считались «водами Иордана» (GBL I.64). Опираясь на описанный четвертым евангелистом маршрут (ср. Ин 3:22; 4:1-6), современные исследователи попытались отождествить Салим с местечком Айн Фара в 12 км к северо-западу от Сихема.

Однако ранневизантийская традиция (ELS 214ff.) располагает это место в 12 км к юго-востоку от Скифополя (Бет-Шан), где буйные струи Ед-Дера поднимаются возле Тель Шех Салима (GBL III. 1318). В пользу избрания Крестителем этого места говорит тот факт, что неподалеку находилась родина Елисея, Абель Мехола, где Илия сделал его своим учеником (3 Цар 19:15-21). Медный свитокпредполагает (3Q15 12:6-7), что в этом районе обосновалась община ессеев, практиковавшая крещение (DJD IV.262). Раннехристианским паломникам показывали недалеко от Салима дворец Мелхиседека, что указывает на создание общиной ессеев собственной традиции (11QMelch), в противовес иерусалимской. Поскольку район находился в юрисдикции Скифополя, города Десятиградья, Креститель был избавлен здесь от опасности преследования Иродом Антипой.

2.5. Вифания за Иорданом. В этом месте (topos) к востоку от Иордана (Ин 1:28;en Bethania peran tou lordanou) посланцы из Иерусалима вопрошали Иоанна Крестителя, кто он (Ин 1:19-28). В Вифании Иисус призвал своих первых последователей из числа приверженцев Крестителя (Ин 1:35-51; ср. Деян 1:21-22). Там Он оставался, очевидно, чтобы избежать преследования, незадолго перед Страстями. Тогда же Он приобрел еще больше последователей из рядов приверженцев Иоанна (Ин 10:40-42). В III в. Ориген не нашел места с таким названием на берегах Иордана. Поэтому он предпочел чтение bethabara, которое есть в некоторых списках Ин (Комм. Ин 4.204). Однако данные древнейших греческих рукописей, содержащих Ин (р66, р75), поддерживают чтение Bethania,и связь Ин 10:40-42 и 11:1-2 показывает, что евангелист понимал (Ин 11:1, 18), насколько похоже звучат Вифания (за Иорданом) и Вифания (возле Иерусалима). Расстояния, описанные в Ин 1-2 и 10-11, говорят в пользу расположения ближе к Галилее*, чем к Иудее. Предпринятые в последнее время попытки более точно установить местонахождение оказались безуспешными (GBL I.193-94).

Одно толкование, которое многое объясняет, считает Вифанию районом Ватанеи (греч. Batanaea), ветхозаветного Васана, описанного в LXX как peran tou lordanou (Числ 32:32-33; Втор 3:8; 4:47 ). Греческая транслитерация Bethaniaнеудивительна, если учесть избыток разнообразных произношений в таргумах и раввинистической литературе (см. Раввинистические предания и тексты). Ватанея принадлежала к тетрархии толерантного Ирода Филиппа (Иосиф Флавий, Древности 18.106-7), благодаря чему Иисус нашел здесь надежное убежище. Это возможное объяснение не обязательно противоречит тому, что Иисус крестился на юге долины Иордана, поскольку Его крещение в Ин 1:32-34 не описывается, а лишь подразумевается. Свидетельство Ин 1:35-51 параллельно повествованию синоптиков о призвании учеников* (Мк 1:16-20 пар.) вблизи моря Галилейского. С этим хорошо соотносится положение Вифании на севере Святой земли. Здесь, на севере (район Ермона, «Дамаск»), связанные с ессеями общины ожидали конца времен (см. Галилея). Иногда появление эсхатологического Илии также ожидали на севере (ср. 3 Цар 19:15; SDtn 41 [79b]). Этим может объясняться, почему Иоанн начал крестить именно здесь (Ин 10:40). Возможно, в Ин 10:16 и 11:52 говорится о проповеди Иисуса среди таких крайних иудейских религиозных группировок. Если принять связь между мандеями и последователями Крестителя, тогда становится интересна роль, которую играет река Ярмук, что на границе Ватанеи, в писаниях мандеев (GBLII.648). Лк 3:3 также предполагает, что влияние Крестителя распространяется на всю Иорданскую долину.

2.6. Смерть и погребение Иоанна Крестителя. В Евангелиях не указывается место казни Крестителя, но Иосиф Флавий упоминает крепость Махерон, к востоку от Мертвого моря (Древности 18.119). Возможно, в Мк 6:22-25 сохранилась память об этом месте: в словах о раздельном для мужчин и женщин праздновании дня рождения Ирода Антипы. В Махероне в ходе раскопок обнаружены два больших пиршественных зала (triclinia). Между крепостью и другими частями страны были налажены коммуникации: существовал надежный подъездной путь (GBL II.905-6).

Не позднее чем с IV в. считается, что Креститель погребен в Самарии (Иероним,Поcл. 43.13; 108.13). Это независимое от Евангелий (ср. Мк 6:29) положение, возможно, является верным. Гробница, найденная под церквами XII и XIV вв., устроена в соответствии с еврейским обычаем I в. Очевидно, до этого здесь почиталась гробница Илии. Выбор этого места учениками Крестителя мог быть абсолютно намеренным, поскольку жизнь их учителя точно следовала традициям Илии. Учитывая проповедническую деятельность Крестителя в Еноне и Салиме, существование последователей Иоанна в Самарии неудивительно.