Предпосылки, роды и их временная структура
В третьем триместре беременности (на седьмом месяце и позже) уже возможно рождение - плод жизнеспособен. На 9-м месяце готовый к родам плод переворачивается вниз головой. Устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования; предполагается, что одновременно у плода завершается формирование слуховой системы. Сформированность органов, их систем и организма в целом приходит в противоречие с пребыванием в материнском организме в качестве плода. У плода замедляется приращение массы, клетки плаценты начинают вырождаться, а у матери появляются нерегулярные безболезненные сокращения мышц живота и матки. Всё это признаки готовности к родам.
Роды-это выход из среды материнского организма во внешнюю среду обитания живого существа. Обмен со средой через плаценту и пуповину сменяется необходимостью самостоятельно дышать и информировать внешний мир о своих потребностях.
Стадии родов:прелиминарная (схватки), собственно роды, изгнание последа. Схватки обычно длятся 12-15 часов при первых родах и 6-8 часов - при последующих (от нескольких минут до 30 часов). Собственно роды длятся от 10 до 40 минут. Изгнание последа (плаценты с пуповиной) длится около 20 минут.
Роды для ребёнка - сильнейший стресс. В последние минуты родов у него вырабатываются гормоны стресса - адреналин и норадреналин. Это компенсирует кислородную недостаточность и подготавливает к дыханию через лёгкие. Крик после исторжения из материнского организма освобождает лёгкие от заполнявшей их жидкости. В кровеносной системе ребёнка циркулируют болеутоляющие вещества - бета-эндорфины, позволяющие ребёнку сразу после рождения быть активным и восприимчивым. И первый час - это идеальное время для первых контактов с родителями.
Среда.В общем-то постоянный микроклимат материнского организма сменяется гораздо более изменчивыми погодными условиями самостоятельного существования отдельного организма. Но в обеих ситуациях важен также социальный микроклимат межчеловеческих отношений рож?ницы-матери. Непосредственное воздействие в этом плане и на плод, и на родившегося ребёнка оказывает всё, что становится причиной сильного и/или продолжительного стресса самой матери. Всё происходящее, и родительские установки, и различные формы родительского поведения, и различные родительские впечатления, так или иначе влияет на материнский обмен, на гормональный баланс матери, на её физическое и психическое состояние. В частности, употребление матерью каких-либо лекарств влияет на общее состояние её иммунной системы. Так конкретизируется уже социальная среда в жизненной ситуации развития новорождённого. И специфичен для неё бондинг.
Бондинг- это образование привязанности, или развитие эмоциональных связей между родителями и детьми сразу после рождения. Это развитие продолжается затем в течение нескольких последующих месяцев. Привязанность как собственно человеческое качество (attachment) возникает при условии тесного контакта между ребёнком и взрослым. Привязанность становится основой для последующего социального взаимодействия, и возникает она аналогично импринтингу (запечатлению) у животных. Благодаря импринтингу образуются родственные чувства к детёнышам даже чужого вида - например, к утятам у курицы...
Уже через несколько минут после рождения ребёнок, мать и отец (если он при-сутствует при родах) включаются в процесс бондинга, в процесс образования эмоци- ональной связи. Издав первый крик и наполнив лёгкие воздухом, новорождённый успокаивается у материнской груди. По впечатлениям наблюдателей, после короткого отдыха малыш может пытаться (!) сфокусировать взгляд на лице матери. Причём и у неё может возникнуть впечатление, что новорождённый делает паузы и прислушивается. Это вызывает восторг родителей, которые начинают разговаривать с только что появившимся на свет человеческим существом. Они внимательно изучают все части тела малыша, разглядывают пальцы рук и ног и забавные крохотные уши. Качая и гладя новорождённого, они устанавливают с ним тесный физический контакт. Многие новорождённые почти сразу находят грудь матери и начинают сосать, периодически останавливаясь, чтобы сориентироваться. Дети, которые практически не подверглись действию анестетиков, могут более получаса общаться со своими родителями, когда те прижимают их к себе, смотрят им в глаза и разговаривают с ними. Создаётся впечатление, будто малыши хотят ответить.
В 80-е годы прошлого века в нескольких независимых лабораториях, находящихся в различных странах, было твёрдо установлено, что новорождённые дети пусть ограниченно, но имитируют поведение своих родителей. Будучи в контакте с родителями, они двигают головой, открывают и закрывают рот, даже высовывают язык - всё как будто бы в ответ на родительскую мимику (Melzoff, & Moore, 1989).