Понятие «задержка психического развития» (ЗПР). Причины ЗПР. Систематика ЗПР

Явление ЗПР стало изучаться сравнительно недавно — в 60-е гг. в связи с исследованием причин школьной неуспеваемости. Количество стойко неуспевающих детей в начальных классах варьирует от 5 до 11%. Из них половина приходится на долю детей с ЗПР, т. е. дети с ЗПР составляют 5,8% всех учащихся начальной школы и около 50% среди неуспевающих младших школьников.

Задержка психического развития (ЗПР)— это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов. Понятие ЗПР употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недо­статочностью центральной нервной системы, а также длительно находившимся в условиях депривации. Патогенетической основой ЗПР является замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, в норме обеспечивающих уровень развития личности и формирование целенаправленной деятельности. Замедленный темп созревания приводит к частичному нарушению психического развития. О незрелости лобной коры свидетельствует снижение критики, недоучет школьной ситуации, отсутствие выраженного отношения к оценке, незрелость моторики и т. д.

Причины ЗПР. Нарушение темпа развития чаще всего обусловлено: 1) расстройством питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно-кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни); 2) внутриутробной патологией; 3) близнецовостью (многоплодием); 4) природовой патологией (асфиксиями, легкими родовыми травмами); 5) недоношенностью; 6) эндокринными, хромосомными нарушениями.

Все эти причины приводят не к грубым органическим изменениям головного мозга (как при олигофрении), а к нарушению его питания, чем и определяется задержка развития. Причиной ЗПР также может стать длительная депривация, в частности пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами. Симптомы задержки развития частично выступают в раннем и дошкольном возрасте и очень резко проявляются в школьном возрасте, когда ребенок осуществляет переход к сложным и опосредствованным формам деятельности.