Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

 

Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны.

Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Итак, имидж личности -это ее воспринимаемый и передаваемый образ.Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д.

Имидж имеет две стороны: субъективную, т.е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности.

Человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию. Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым.

Если образ человека не воспринимается окружающими или носит отрицательные характеристики с их точки зрения, то можно сделать следующие выводы относительно его социального самопроявления: либо он пренебрегает общепринятыми обычаями, либо утверждает собственное Я, пренебрегая социальными нормами. Не случайно деятели, для которых общественная популярность важна, имеют так называемых имиджмейкеров - специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.

Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный.

Ø Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента.

Ø Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д.

Ø Социальный - включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.

Таким образом, общение – это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Рассматривая технологии, техники и правила общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного общения. Существует несколько правил конструктивного общения, целью которых является достижение наилучшего результата во время общения, например:

• говорить на языке, понятном обоим партнерам;

• проявлять уважение к партнеру, подчеркивать его значимость;

• подчеркивать общность с партнером (профессиональную, половую, этническую, конфессиональную, возрастную и т. д.);

• проявлять интерес к проблемам партнера.

 

 

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Какова роль общения в психическом развитии человека?

2. Какова роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека?

3. Что такое педагогическое общение?

4. Какие стили различают в профессиональном общении педагога?

5. Как объяснить, что демократический стиль в педагогическом общении оказывается наиболее эффективным?

6. В определении речи всегда указывают на функцию общения. А как это согласуется тем, что речь может быть и внутренней, для себя?

7. Чем отличается письменная речь от устной? Как эти различия должны учитываться в практической деятельности учителя?

8. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличии от простого восприятия?

9. Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения?

10. Какие из них наиболее важны для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

 

Контрольные вопросы

1. Что такое общение?

2. Какова структура общения?

3. Назовите виды общения.

4. Что такое вербальное и невербальное общение?

5. Какие виды общения определяются по специфике обратной связи? Охарактеризуйте их.

6. Перечислите уровни общения. Раскройте кратко их суть.

7. Какие типы общения Вы знаете?

8. В чем суть диалогического и монологического общения?

9. В чем заключается сущность императивного и манипулятивного общения?

10. В чем заключаются особенности общения в современном мире?

11. Даете понятие о языке и речи.

12. Какие виды речи существуют? По каким признакам они классифицируются?

13. Перечислите свойства речи.

14. Назовите функции речи.

15. Дайте определение понятию «перцепция».

16. В чем заключается суть механизмов социальной перцепции?

17. Объясните следующие понятия: эмпатия, аттракция. Что такое имидж личности?

18. Охарактеризуйте три уровня воспринимаемого образа человека.

19. Какие эффекты восприятия человека Вы знаете?