Рационализм неклассической философии.

Рационализм неклассический - историко-философская категория, применяемая для обозначения ряда направлений постклассической и современной философии, методология которых основана на логико-понятийном отражении действительности, в противовес иррационализму, полагающему логико-понятийный аппарат принципиально неадекватным реальности. Главное отличие неклассического рационализма от классического - это отказ от признания рациональности самого мира. Так, если у Гегеля рациональное познание было возможно за счёт тождества познающего сознания и сознания, являющегося субстанцией, то у представителей неклассического рационализма сознание обретает способность адекватно отражать реальность лишь постепенно - в силу исторической эволюции (марксизм, позитивизм О. Конта) или целенаправленных усилий научного сообщества (неопозитивизм, постпозитивизм). К неклассическому рационализму относят такие направления, как неогегельянство, неокантианство, марксизм и неомарксизм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, логический позитивизм, критический рационализм. В современных условиях уже наметился плодотворный синтез неклассического рационализма и иррационализма, проявившийся в том, что аналитическая философия переняла опыт философской герменевтики и в таком виде стала основной формой современной гносеологии, в синтезе фрейдизма и марксизма Э. Фроммом, в соединении марксизма, философии жизни и феноменологического экзистенциализма в философии коммуникации, наконец, в последовательной деконструкции обоих направлений философами постмодернизма [4, с.327].

 

 

4. Неопозитивизм. Марксизм. Позитивизм.

МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разработали материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории (смотри Диалектический материализм, Исторический материализм), теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Взаимодействие этих сфер образует формации общественно-экономические, смена которых определяет процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, ее высшее выражение - социальная революция. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии, устанавливающий свою власть и осуществляющий переход к коммунизму. Марксизм стал важной вехой в развитии социальной мысли 19 в. В то же время в нем абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицается возможность прогрессивной эволюции буржуазного общества, романтизируется историческая роль пролетариата, утверждается необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, с начала 20 в. разделившегося на революционное течение (В.И. Ленин и другие), в котором возобладало крайне левое истолкование марксизма, и реформистское течение (Э. Бернштейн и другие), подвергшее критике теоретические положения марксизма и отказавшееся от его основных положений. После Октябрьской революции в России марксизм стал государственной идеологией, подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.

Позитивизм - направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др. крайность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложными или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, « неметафизической » ( "позитивной ") философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем П. был Конт, к-рый ввел и термин «П.». Исторически выделяют три этапа в развитии П. Представители первого - Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Миллъ, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания - Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.- эмпириокритицизма - относится к 70- 90-м гг. 19 в. и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно-реальных предметов, к-рого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование новейшего П., или неопозитивизма, связано с деятельностью Вемсгео-го кружка (О. Нейрат, Корнал, Шлик, Франк и др.) и берлинского Об-ва 8м-пирическои философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Осн. место на этом, третьем, этапе П. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления П. пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии формализации гносеологических проблем [3, с.56].

 

Неопозитивизм (или логический позитивизм) возникает в начале 20-ых годов 20 века (в 30-ые большинство неопозитивистов переезжают в США, оказав тем самым сильное влияние на американскую аналитическую философию). Неопозитивизм объединяет представителей различных философских школ, работающих в русле аналитической стратегии и центрированных на рассмотрении науки. В первую очередь, это представители «Венского кружка философов», объединившего философов, логиков и математиков. В нашем учебном знании мы будем рассматривать идеи Морица Шлика (1882 - 1936) - ученика М. Планка, семантика, и Рудольфа Карнапа (1891 - 1970) - ученика Г. Фреге, синтактика.

Цель, которую ставили перед собой неопозитивисты, заключается в научном постижении мира на основе данных логики, математики, физики. При этом очень важно было определить критерии, на основании которых можно проводить демаркацию научного и ненаучного знания. Другими словами, речь идет о критерии научности знания.