Седьмой шаг: актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни.

Приемы: дискуссионные формы, индивидуальные и групповые беседы, «огоньки», специальные вопросы в анкетах, демонстрация фильмов («Билли Элиот», «Общество мертвых поэтов»), чтение книг («Философские сказки» Н. Козлова, произведения Р. Баха, поэзия классиков и современников), личные дневнички, в которых изо дня в день появляются показатели – символы качественных личностных изменений ребенка.

Возможно составление каждым ребенком (или желающими) личного плана развития на конкретные сроки: месяц, год, 5 лет.

Аналитическая работа по подведению итогов каждого дня не должна быть стихийной и заключаться в воспоминаниях об отдельных моментах прожитого. Каждый «анализ» должен стать настоящим событием, ярким, запоминающимся. Что можно анализировать? День в целом, успехи, достижения; ошибки, проблемы, пути их разрешения; поступки, ситуации; события; фразы, настроение, чувства. «День как цвет, как след, оставленный мной». «День как звук, движение, песня, пламя огня». «День как урок».

Результаты седьмого шага: овладение навыками постановки целей; осознание необходимости развития.

Критерии результативности.

– реальные шаги в развитии ребенка (например, стал выражать свои мысли);

– появление уверенности в себе;

– результаты диагностик.

 

Восьмой шаг: способствовать тому, чтобы каждый ребенок осознал себя творцом.

Работа групп, где каждый ребенок на виду, дает ему возможность побывать в разных ролях. Постоянное чередование состава групп, предлагаемой деятельности на разных уровнях – дополнительное средство закрепления у ребенка активной позиции человека ищущего, стремящегося к самосовершенствованию.

Каждодневный выбор дежурного командира.

Результаты восьмого шага: развитие творческого мышления; получение навыков творческой деятельности, выражение своего творческого «Я»; получение навыков творческого планирования собственной жизни.

Критерии результативности:

– наличие конкретного продукта творческой деятельности;

– изменение отношения к жизни;

– выбор активной позиции.