Формы обучения на производстве.
Производственная практика в составе ученических бригад.
Это наиболее эффективная форма организации производственной практики учащихся. Вместе с тем реализация такой формы проведения практики представляет определенные сложности с точки зрения руководства ею со стороны мастера производственного обучения: в этом случае он одновременно является и руководителем учебно-воспитательного процесса, и руководителем производственного процесса, ответственным за качество и своевременность выполнения производственных заданий. Поэтому обычно при такой форме организации практики в помощь основному мастеру группы учебным заведением выделяются несколько других мастеров этой профессии или несколько квалифицированных рабочих предприятия. При этом мастер должен умело распределить роли по руководству учащимися между собой и своими помощниками. Обычно выделенные предприятием в помощь мастеру квалифицированные рабочие возглавляют ученические бригады, а мастер группы осуществляет общее руководство.
При такой форме организации практики важно сохранять состав ученических бригад, сформировавшихся при бригадной организации производственного обучения в учебных мастерских, а также их бригадиров, которые становятся помощниками бригадиров ученических бригад — квалифицированных рабочих. Постепенно руководство бригадой все в большей степени переходит к бригадиру-учащемуся, а бригадир-рабочий является для него наставником.
Производственная практика учащихся в составе ученических бригад, когда они выполняют производственные задания непосредственно в цехе, на участке предприятия, вносит определенную специфику в обучающую деятельность мастера. Инструктирование учащихся относительно технологии и правил выполнения предстоящих работ, включая демонстрацию новых для учащихся приемов и способов их выполнения, применения инструментов, приборов, оснастки, способов самоконтроля, как правило, осуществляется перед началом очередной работы, реже — в начале или в середине смены.
Такое вводное инструктирование бригады может проводить и мастер, и квалифицированный рабочий — бригадир ученической бригады. В этой связи большое значение для успеха обучения имеют установившиеся контакты между мастером и квалифицированными рабочими-бригадирами. Главная задача мастера при этом — добиться, чтобы рабочие-бригадиры, наставники учили учащихся, а не только были для них работодателями и приемщиками выполненных работ.
Определенную специфику имеет и текущее инструктирование учащихся в процессе их работы. В основном его проводят квалифицированные рабочие-бригадиры. Задача мастера — следить, чтобы учащиеся не были предоставлены сами себе, применяли в процессе работы правильные приемы работы, чтобы за этим следили и соответственно
направляли учащихся рабочие-бригадиры. Мастер и сам может проводить текущее инструктирование учащихся, особенно в rex случаях, когда учащиеся приступают к
выполнению новых для них заданий, а также при переводе учащихся на новое оборудование или рабочее место.
Особое внимание мастер должен уделять организации межоперационного и итогового контроля выполнения работ бригадой. Такой контроль должен иметь многоступенчатый характер: самоконтроль, контроль работы бригадиром бригады, мастером производственного обучения, отделом технического контроля. Такая организация во многом способствует обеспечению высокого качества выполнения учащимися производственных работ.
В целях более эффективного решения задач обучения и воспитания учащихся в процессе практики широко используются такие формы, как производственные совещания группы и бригадные совещания. На таких совещаниях — своеобразных заключительных инструктажах, проводимых совместно с рабочими — бригадирами ученических бригад, решает многие учебно-производственные и учебно-воспитательные задачи, разбирает текущие и перспективные учебно-производственные вопросы, налаживает взаимоотношения учащихся и квалифицированных рабочих-бригадиров, подводит итоги, ставит и обсуждает новые задачи, приобщает учащихся к производственной обстановке.
Производственная практика учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих предприятия
Эта форма организации производственной практики получила наибольшее распространение благодаря своей сравнительной простоте ее осуществления, хотя объективно эффективность ее гораздо ниже, чем практики в составе ученических бригад.
В то же время опыт показывает, что при правильной организации практики, умелом руководстве ею со стороны мастера производственного обучения, при установлении нормальных деловых отношений между учебным заведением и предприятием, мастером и руководителями подразделений предприятия и квалифицированными рабочими, в бригадах которых учащиеся проходят практику, такая форма организации и проведения производственной практики дает вполне удовлетворительные результаты.
Обобщая опыт, можно выделить следующие основные вопросы деятельности мастера производственного обучения по руководству практикой учащихся при включении их в бригады квалифицированных рабочих:
инструктирование учащихся (вводное, текущее, заключительное) о способах и средствах выполнения производственных работ;
контроль правильности загрузки учащихся работами, типичными и характерными для их профессии;
участие в приемке работ, выполненных учащимися; оценка успеваемости учащихся;
выдача, руководство и контроль выполнения учащимися заданий по изучению современной техники и технологий, применяемых на предприятии; перемещение учащихся по объектам работы, рабочим местам, участкам в соответствии с программой практики и графиком перемещения
помощь учащимся в ведении дневников практики, контроль правильности ведения дневников;
организация обучения учащихся современным передовым приемам и способам выполнения производственных работ, применяемых на предприятии.
Важное значение для успешности практики учащихся в составе производственных бригад имеют деловые взаимоотношения мастера с квалифицированными рабочими бригад, где учащиеся проходят практику. Эти взаимоотношения во многом влияют на установление контактов рабочих, специалистов с учащимися, включенными в бригады.
Вводное инструктирование учащихся, как правило, проводит квалифицированный рабочий, с которым работает учащийся в бригаде. Однако и мастер производственного обучения, используя создавшиеся благоприятные условия, также проводит инструктирование учащихся, прежде всего при перестановке учащихся на новые рабочие места или новое оборудование, новые виды работ. Фактически проводится смешанное вводно-текущее инструктирование. Оно включает обычно следующие вопросы:
характеристика работ, выполняемых на данном рабочем месте, технические требования к ним;
особенности устройства и работы оборудования, приборов; способы применения инструментов, приспособлений; режимы работы оборудования, способы управления им, правила ухода;
разбор технической и технологической производственной документации, характерной для данного рабочего места или вида работы;
разъяснение конкретных обязанностей учащихся на рабочем месте; особенности процесса выполнения работы, способы самоконтроля и итогового контроля выполненных работ;
объяснение и показ приемов и способов выполнения производственных работ, характерных для данного рабочего места;
рассмотрение особенностей организации труда, рабочего места, правил безопасности, санитарно-гигиенических требований к процессу выполнения производственных работ;
разбор способов обеспечения необходимой производительности труда;
разъяснения, от кого и по каким вопросам учащиеся должны получать текущие указания в процессе работы, кто и по каким вопросам обслуживает данное рабочее место; порядок получения мате риалов, инструментов; информация учащихся, к кому обращаться в случае неполадок в работе оборудования.
Сущность текущего инструктирования учащихся состоит в том, что мастер следит за выполнением учащимися требований технологического процесса и правильным использованием оборудования, надлежащим уходом за ним, соблюдением правил безопасности, организацией рабочих мест. Время и содержание такого инструктирования диктуется ходом производственного процесса, характером работы учащихся. Мастеру не следует вмешиваться в текущую работу учащегося и давать ему указания в процессе его совместной работы с квалифицированным рабочим. Это обычно делается во время перерывов в работе. Вмешательство в текущую работу учащегося оправданно только при нарушении технологии или правил безопасности. В любом случае текущие указания и замечания учащемуся в ходе его производственной работы в бригаде уместны лишь тогда, когда мастер убежден в их правильности, своевременности и производственной необходимости.
Путем индивидуального текущего инструктирования учащихся в процессе их работы мастер помогает им самостоятельно принимать производственные решения, преодолевать встретившиеся в работе затруднения, осваивать наиболее рациональные приемы и методы труда, способствующие обогащению их производственного опыта.
Руководство мастера работой учащихся не ограничивается только этим. Мастер обязательно принимает участие в разборе совместно с учащимися производственных заданий в начале смены, при переходе от одной работы к другой, при сдаче выполненных работ. Особое внимание мастер уделяет учащимся, заканчивающим очередное сложное задание. Совместно с учащимся он проверяет соответствие выполненных работ установленным требованиям, разбирает с ним достоинства и упущения в работе, совместно с учащимся предъявляет выполненную работу в отдел технического контроля.
В процессе руководства производственной практикой следует как можно более полно и эффективно использовать возможности производственного инструктажа, проводимого в цехе, на участке, в производственной бригаде, следить за использованием учащимися полученных при этом указаний и рекомендаций в своей текущей работе.
Большую методическую помощь мастеру в руководстве производственной деятельностью учащихся оказывает использование раз- рабатываемых на предприятии инструктивно-технологических документов, а также материалов научно-технической информации.
В заключение приведем памятку, рекомендациями которой следует руководствоваться для повышения эффективности проведения производственной практики.
ПАМЯТКА мастеру по руководству производственной практикой учащихся в условиях производства
Наибольший учебно-воспитательный эффект дает такая организация производственного обучения и практика, когда учащиеся выполняют учебно-производственные работы самостоятельно. Необходимо всегда стремиться обеспечить учащихся «самостоятельными» объектами работы.
При планировании своей работы намечайте в первую очередь инструктирование тех учащихся (бригад), которые приступают к новой работе или выполняют трудные, сложные работы.
При переводе учащегося на новое рабочее место ему необходимо четко разъяснить, где он будет работать, что будет делать, что он должен освоить, чему научиться.
Мастер всегда должен точно знать, где в настоящее время работает каждый учащийся его группы, кто им (ею) руководит, что и как он (она) делает, насколько выполняемая работа соответствует требованиям учебной программы.
Недостаточная занятость, безделье — главные причины низкого уровня профессиональной подготовки и воспитанности учащихся, нарушений дисциплины. Внимательно следите и принимайте своевременные меры для полной загрузки учащихся производственными работами.
Строго следите за правильностью загрузки учащихся работой. Не допускайте использования учащихся на подсобных и вспомогательных работах, не соответствующих требованиям учебной программы.
Постоянно приучайте учащихся пользоваться в ходе работы производственной технической, технологической и инструктивной документацией. Организуя производственное обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих, нужно направлять их в такие бригады, где есть чему научиться.
Привлекая в качестве наставников учащихся квалифицированных специалистов и рабочих предприятия, необходимо обеспечить, чтобы они четко знали, что знают и умеют учащиеся, чему их нужно обучить. Нужно постоянно следить, чтобы учащиеся учились у наставников, а не только выполняли совместно с ними работу.
Старайтесь как можно больше и полнее использовать в учебных целях производственный (цеховой, бригадный) инструктаж, особенно по передовым приемам работы, способам обслуживания и управления новым оборудованием, вопросам безопасности труда.
Широко привлекайте учащихся к коллективному обсуждению хода и результатов учебно-производственной деятельности ученических звеньев, бригад, группы в целом.
Подводя итоги, стремитесь, чтобы учащиеся четко представляли, чему они научились, что освоили, насколько продвинулись в овладении профессией
В составе ученических производственных бригад на предприятия | 1. Прочность формируемых у учащихся профессиональных умений и навыков 2. Учащиеся имеют возможность самостоятельно выполнять разнообразные производственные работы различной сложности 3. Высокий уровень ответственности учащихся за результаты работы 4. Создаются благоприятные возможности для воспитания коллективизма | 1. Учащиеся недостаточно связаны с рабочим коллективом предприятия 2. Осложнена работа мастера, гак как он не имеет возможности работать со всей группой, является одновременно руководителем и учебного, и производственного процессов 3. Обучающие функции в значительной степени доверяются квалифицированным рабочим, включенным в состав ученических бригад |
В составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия | 1. Сравнительно легко организовать процесс производственной практики учащихся 2. Учащиеся полностью включены в «производственную атмосферу» предприятия 3. Широкие возможности практического освоения учащимися современной техники и технологии, современных способов производства | 1. Учебный процесс в значительной степени подчинен решению производственных задач предприятия 2. Снижается руководящая роль мастера как учителя профессии и воспитателя 3. Качество производственного обучения учащихся во многом зависит от добросовестности квалифицированных рабочих-наставников 4. Снижается производственная самостоятельность учащихся за результаты работы 5. Осложняется работа мастера из-за значительной рассредоточенности учащихся по цехам и участкам предприятия |
Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим (специалистам) предприятия | 1. Простота организации практики 2. Учащиеся всегда находятся под наблюдением взрослого 3. Возможность эффективно осваивать учащимся современную технику и технологию, передовые способы труда | 1. Снижена руководящая роль мастера производственного обучения 2. Эффективность обучения учащихся в значительной степени зависит от добросовестности и педагогического мастерства квалифицированного рабочего-наставника |
Таблица |
Формы организации производственной практики |
Наименование | Преимущества | Недостатки |
Вопросы для закрепления и контроля качества усвоения материала темы
1.Проанализируйте исходные положения, определяющие особенности и эффективность проведения производственной практики учащихся на предприятиях в современных условиях. Чем вы могли бы дополнить эти положения?
2.По каким профессиям (группам профессий, отраслям), по вашему мнению, возможно организовать производственную практику учащихся на предприятиях в составе ученических бригад, в учебных мастерских, производственных подразделениях
учебного заведения?
3.Каковы особенности деятельности мастера производственного обучения при организации и проведении производственной практики учащихся в составе ученических бригад?
4.Какова роль и место мастера производственного обучения при проведении производственной практики учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих ?
5. Каковы особенности обучающей деятельности мастера производственного обучения при организации и проведении производственной практики учащихся в бригадах квалифицированных рабочих?
6.Проанализируйте «Памятку мастеру по руководству производственной практикой учащихся в условиях производства». Чем бы вы смогли дополнить отраженные в ней рекомендации и советы?
Литература по теме:
Жеделев .А.П. Организация и методика производственного обучения. М, 1978г.
Скакун В.А. Организация и методика производственного обучения. М,1990
Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения.М,2006
Рассмотрено на заседании Утверждаю
методического объединения Директор ПУ «КРОК»
Протокол № _________ _____________А.В. Волохов
«____»_________20____г. «____»_____________20___г.
Программа производственной практики
Профессия 230103.02Мастер по обработке цифровой информации
Квалификация: 43. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Форма обучения
Очная