Подготовка анализа состояния правопорядка и воинской дисциплины
1. Сбор и систематизация данных о состоянии правопорядка и
воинской дисциплины.
Основными источниками данных на первом этапе являются:
• доклады соответствующих командиров (начальников), должностных лиц суточного наряда, рапорта дежурных, постовые ведомости, приказы по части, сведения о состоянии воинской дисциплины в подразделении;
• протоколы общих собраний сержантов, личного состава;
• письма, жалобы и заявления военнослужащих;
• индивидуальные беседы с военнослужащими;
• служебные карточки военнослужащих;
• информация из военной прокуратуры, военного суда и военной комендатуры, медицинской службы, местных органов власти МВД, лечебных учреждений;
• личные наблюдения и собеседования.
2. Количественный и качественный анализ нарушений
воинской дисциплины.
Данные о проступках военнослужащих служат исходными материалом для анализа состояния воинской дисциплины в подразделении. На их основе командир может сделать выводы о том:
• какие нарушения воинской дисциплины являются наиболее характерными для части, подразделения, для данного периода времени;
• какие категории военнослужащих (по периодам службы) являются основными нарушителями:
• в каком взводе состояние правопорядка лучше и за счет чего, в каких ухудшается.
Сравнивая данные о количестве и видах имеющихся проступков с данными за прошедший период, необходимо определить тенденции развития в состоянии воинской дисциплины.
Для дальнейшего анализа необходимо вскрыть причины имеющихся происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины. Эти причины условно делятся на две группы:
Первая - причины связанные с недостатками в работе должностных лиц по организации профилактики правонарушений, учебно-воспитательного процесса и службы войск:
• отсутствие системы работы по профилактике правонарушений, укреплению воинской дисциплины;
• низкая требовательность командиров к себе и подчиненным, отсутствие твердого уставного порядка;
• недостатки в организации воспитательного процесса;
• нарушение законов, злоупотребление служебным положением, искривление дисциплинарной практики;
• ослабление контроля за исполнением приказов, распоряжений, низкая исполнительская дисциплина;
• беспринципность, сокрытие правонарушений, непринятие мер к виновным;
• недостаточные знания и практические навыки в организации работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
Вторая - причины, связанные с индивидуальными особенностями военнослужащих:
• низкая ответственность, отрицательные черты характера, вредные привычки;
• недостаточное или искаженное понимание воинского долга;
• слабые знания требований уставов, приказов о порядке и правилах несения службы;
• недостаточный уровень специальной подготовки;
• семейные неурядицы, физические недостатки, болезненное
состояние, нарушения психики.
На основе изучения причинно-следственных связей необходимо сделать выводы о том, как устранить или ограничить действия причин, которые приводят к происшествиям и грубым нарушениям воинской дисциплины.
3. Изучение и оценка работы должностных лиц и общественных организаций по наведению правопорядка и укреплению воинской дисциплины.
С этой целью анализируются:
• принципиальность реагирования на правонарушения;
• целесообразность принимаемых мер по укреплению воинской дисциплины;
• личная примерность должностных лиц в службе и поведении;
• личная вина должностных лиц в имеющихся правонарушений;
• степень влияние общественных институтов на укрепление воинской дисциплины.
Пользуясь сведениями за подразделение, анализируется:
• активность должностных лиц в дисциплинарной практике и степень участия в ней каждого должностного лица;
• соотношение взысканий и поощрений;
• какие виды поощрений и взыскания применяются наиболее часто, какие не используются;
• какие виды правонарушений совершаются наиболее часто, какими категориями военнослужащих и в какое время;
• имеются ли сокрытия нарушений воинской дисциплины;
• соответствие тяжести совершаемых проступков строгости дисциплинарных взысканий.
4. Оценка состояния воинской дисциплины и правопорядка.
Состояние воинской дисциплины оценивается
«удовлетворительно» если состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает:
• поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности;
• качественное несение боевого дежурства, (боевой службы);
• организованное проведение учебного процесса и других мероприятий в деятельности подразделения, части;
• отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, происшедших по вине должностных лиц воинской части, установленной предварительным следствием или решением военного суда;
• отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий.
«Неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
При оценке состояния правопорядка и воинской дисциплины учитывается:
• наличие преступлений и иных правонарушений, самоубийств военнослужащих;
• выполнение личным составом законов и общевоинских уставов;
• уровень воспитательной работы и морально-психологического состояния личного состава.
Оценка состояния правопорядка и воинской дисциплины
Методика оценки правопорядка и воинской дисциплины
В связи с тем, что подразделения имеют различную численность личного состава, необходимо вывести итоговый показатель состояния воинской дисциплины:
И = Nх1000 / K, где
И — итоговый показатель состояния воинской дисциплины;
N — количество преступлений (дисциплинарных проступков);
K — количество личного состава.
Индекс позволяет объективно сравнивать количество преступлений (дисциплинарных проступков) в разных подразделениях с разной численностью.
Состояние правопорядка и воинской дисциплины оцениваются по двум показателям:
1) организаторская работа командира (начальника) по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины:
основные критерии:
— знание истинного состояния правопорядка и воинской дисциплины;
— с установленной периодичностью подводятся итоги и представляются формы отчетности, обеспечена объективность анализа и оценки деятельности должностных лиц;
— работа спланирована, обеспечен контроль исполнения;
— организована работа командира как органа дознания. По всем преступлениям и происшествиям возбуждены уголовные дела либо назначены административные расследования. По расследованным фактам происшествий и преступлений органами военной прокуратуры в адрес командира не вносились представления о нарушениях уголовно-процессуального законодательства, а военными судами не выносились частные определения. Не допущено фактов сокрытия правонарушений от вышестоящих органов военного управления и военной прокуратуры;
— командир лично расследует причины и условия происшествий и преступлений, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Организована работа дознавателей воинской части, их подготовка и обучение;
— налажено взаимодействие с военной прокуратурой в организации профилактической работы и учете правонарушений;
— обеспечена неотвратимость воздействия на правонарушителей и должностных лиц, виновных в их совершении, а также законность принятых мер, своевременность и объективность докладов в вышестоящие органы военного управления и уведомления военной прокуратуры:
дополнительные критерии:
— внедрена система постановки задач по профилактике правонарушений, установлен порядок контроля за выполнением обязанностей по поддержанию правопорядка;
— проводится работа комплексных групп по оказанию помощи;
— должностные лица принимают личное участие в индивидуально-воспитательной работе с подчиненными, их обучении деятельности по поддержанию правопорядка;
— соблюдается периодичность приема военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей командиром, порядок реализации их обращений;
— учет преступлений и происшествий, грубых дисциплинарных проступков ведется в соответствии с требованиями руководящих документов;
— реализуются частные определения военных судов и представлений военных прокуроров.
Организация работы командира по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины оценивается «удовлетворительно», если все основные и не менее 50% дополнительных критериев оценены положительно;
2) фактическое состояние правопорядка и воинской дисциплин:
основной критерий:отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, происшедших по вине должностных лиц воинской части, установленной предварительным следствием или решением суда;
дополнительные критерии:
— не более чем в 50% подразделений совершены преступления (происшествия), связанные с нарушением правил несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы, уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
— не произошло самоубийств военнослужащих.
Оцениваются не ниже удовлетворительно:
— состояние воспитательной работы;
— морально-психологическое состояние личного состава;
— знание личным составом общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
— состояние внутренней службы в части (подразделении);
— материально-бытовые условия военнослужащих;
— выполнение требований общевоинских уставов должностными лицами по применению дисциплинарной практики.
5 учебный вопрос.