Подготовка анализа состояния правопорядка и воинской дисциплины

1. Сбор и систематизация данных о состоянии правопорядка и
воинской дисциплины.

Основными источниками данных на первом этапе являются:

• доклады соответствующих командиров (начальников), должностных лиц суточного наряда, рапорта дежурных, постовые ведомости, приказы по части, сведения о состоянии воинской дисциплины в подразделении;

• протоколы общих собраний сержантов, личного состава;

• письма, жалобы и заявления военнослужащих;

• индивидуальные беседы с военнослужащими;

• служебные карточки военнослужащих;

• информация из военной прокуратуры, военного суда и военной комендатуры, медицинской службы, местных органов власти МВД, лечебных учреждений;

• личные наблюдения и собеседования.

2. Количественный и качественный анализ нарушений
воинской дисциплины.

Данные о проступках военнослужащих служат исходными материалом для анализа состояния воинской дисциплины в подразделении. На их основе командир может сделать выводы о том:

• какие нарушения воинской дисциплины являются наиболее характерными для части, подразделения, для данного периода времени;

• какие категории военнослужащих (по периодам службы) являются основными нарушителями:

• в каком взводе состояние правопорядка лучше и за счет чего, в каких ухудшается.

Сравнивая данные о количестве и видах имеющихся проступков с данными за прошедший период, необходимо определить тенденции развития в состоянии воинской дисциплины.

Для дальнейшего анализа необходимо вскрыть причины имеющихся происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины. Эти причины условно делятся на две группы:

Первая - причины связанные с недостатками в работе должностных лиц по организации профилактики правонарушений, учебно-воспитательного процесса и службы войск:

• отсутствие системы работы по профилактике правонарушений, укреплению воинской дисциплины;

• низкая требовательность командиров к себе и подчиненным, отсутствие твердого уставного порядка;

• недостатки в организации воспитательного процесса;

• нарушение законов, злоупотребление служебным положением, искривление дисциплинарной практики;

• ослабление контроля за исполнением приказов, распоряжений, низкая исполнительская дисциплина;

• беспринципность, сокрытие правонарушений, непринятие мер к виновным;

• недостаточные знания и практические навыки в организации работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Вторая - причины, связанные с индивидуальными особенностями военнослужащих:

• низкая ответственность, отрицательные черты характера, вредные привычки;

• недостаточное или искаженное понимание воинского долга;

• слабые знания требований уставов, приказов о порядке и правилах несения службы;

• недостаточный уровень специальной подготовки;

• семейные неурядицы, физические недостатки, болезненное
состояние, нарушения психики.

На основе изучения причинно-следственных связей необходимо сделать выводы о том, как устранить или ограничить действия причин, которые приводят к происшествиям и грубым нарушениям воинской дисциплины.

3. Изучение и оценка работы должностных лиц и общественных организаций по наведению правопорядка и укреплению воинской дисциплины.

С этой целью анализируются:

• принципиальность реагирования на правонарушения;

• целесообразность принимаемых мер по укреплению воинской дисциплины;

• личная примерность должностных лиц в службе и поведении;

• личная вина должностных лиц в имеющихся правонарушений;

• степень влияние общественных институтов на укрепление воинской дисциплины.

Пользуясь сведениями за подразделение, анализируется:

• активность должностных лиц в дисциплинарной практике и степень участия в ней каждого должностного лица;

• соотношение взысканий и поощрений;

• какие виды поощрений и взыскания применяются наиболее часто, какие не используются;

• какие виды правонарушений совершаются наиболее часто, какими категориями военнослужащих и в какое время;

• имеются ли сокрытия нарушений воинской дисциплины;

• соответствие тяжести совершаемых проступков строгости дисциплинарных взысканий.

4. Оценка состояния воинской дисциплины и правопорядка.

Состояние воинской дисциплины оценивается

«удовлетворительно» если состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает:

• поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности;

• качественное несение боевого дежурства, (боевой службы);

• организованное проведение учебного процесса и других мероприятий в деятельности подразделения, части;

• отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, происшедших по вине должностных лиц воинской части, установленной предварительным следствием или решением военного суда;

• отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий.

«Неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

При оценке состояния правопорядка и воинской дисциплины учитывается:

• наличие преступлений и иных правонарушений, самоубийств военнослужащих;

• выполнение личным составом законов и общевоинских уставов;

• уровень воспитательной работы и морально-психологического состояния личного состава.

Оценка состояния правопорядка и воинской дисциплины

Методика оценки правопорядка и воинской дисциплины

В связи с тем, что подразделения имеют различную численность личного состава, необходимо вывести итоговый показатель состояния воинской дисциплины:

И = Nх1000 / K, где

И — итоговый показатель состояния воинской дисциплины;

N — количество преступлений (дисциплинарных проступков);

K — количество личного состава.

Индекс позволяет объективно сравнивать количество преступлений (дисциплинарных проступков) в разных подразделениях с разной численностью.

Состояние правопорядка и воинской дисциплины оцениваются по двум показателям:

1) организаторская работа командира (начальника) по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины:

основные критерии:

— знание истинного состояния правопорядка и воинской дисциплины;

— с установленной периодичностью подводятся итоги и представляются формы отчетности, обеспечена объективность анализа и оценки деятельности должностных лиц;

— работа спланирована, обеспечен контроль исполнения;

— организована работа командира как органа дознания. По всем преступлениям и происшествиям возбуждены уголовные дела либо назначены административные расследования. По расследованным фактам происшествий и преступлений органами военной прокуратуры в адрес командира не вносились представления о нарушениях уголовно-процессуального законодательства, а военными судами не выносились частные определения. Не допущено фактов сокрытия правонарушений от вышестоящих органов военного управления и военной прокуратуры;

— командир лично расследует причины и условия происшествий и преступлений, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Организована работа дознавателей воинской части, их подготовка и обучение;

— налажено взаимодействие с военной прокуратурой в организации профилактической работы и учете правонарушений;

— обеспечена неотвратимость воздействия на правонарушителей и должностных лиц, виновных в их совершении, а также законность принятых мер, своевременность и объективность докладов в вышестоящие органы военного управления и уведомления военной прокуратуры:

дополнительные критерии:

— внедрена система постановки задач по профилактике правонарушений, установлен порядок контроля за выполнением обязанностей по поддержанию правопорядка;

— проводится работа комплексных групп по оказанию помощи;

— должностные лица принимают личное участие в индивидуально-воспитательной работе с подчиненными, их обучении деятельности по поддержанию правопорядка;

— соблюдается периодичность приема военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей командиром, порядок реализации их обращений;

— учет преступлений и происшествий, грубых дисциплинарных проступков ведется в соответствии с требованиями руководящих документов;

— реализуются частные определения военных судов и представлений военных прокуроров.

Организация работы командира по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины оценивается «удовлетворительно», если все основные и не менее 50% дополнительных критериев оценены положительно;

2) фактическое состояние правопорядка и воинской дисциплин:

основной критерий:отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, происшедших по вине должностных лиц воинской части, установленной предварительным следствием или решением суда;

дополнительные критерии:

— не более чем в 50% подразделений совершены преступления (происшествия), связанные с нарушением правил несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы, уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

— не произошло самоубийств военнослужащих.

Оцениваются не ниже удовлетворительно:

— состояние воспитательной работы;

— морально-психологическое состояние личного состава;

— знание личным составом общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

— состояние внутренней службы в части (подразделении);

— материально-бытовые условия военнослужащих;

— выполнение требований общевоинских уставов должностными лицами по применению дисциплинарной практики.

5 учебный вопрос.