Успешное управление организацией

Приступая к рассмотрению сути управленческой деятель­ности и определению общих факторов в работе менеджеров, следует, прежде всего, еще раз определить, кого называют менеджером.

Менеджер— это член организации, который объединяет и ко­ординирует работу других ее членов для достижения желае­мого результата.

Такое определение соответствует современному подходу к управленческой деятельности. Оно может быть отнесено к управлению организацией в целом, управлению конкретным подразделением или отдельным сотрудником в организации, главным в этом определении является ответственность менед­жера за координацию деятельности коллектива или отдельного работника при решении конкретных задач для достижения це­лей организации. При этом следует иметь в виду, что менедже­ры могут выполнять в организации и другую работу (иметь и другие обязанности) в дополнение к управленческим функциям.

Так же как и организациям, менеджерам присущи общие характеристики. Однако общие характеристики руководителей всех организаций менее очевидны, чем различия в их работе. В то же время существуют, по крайней мере, несколько спе­цифических характеристик управленческой деятельности, общих для всех руководителей, которые определяют отличительные особенности этой деятельности независимо от вида организа­ции. Такими характеристиками являются: суть управленческой деятельности; роли руководителя; управленческие функции и уров­ни управления.

Суть управленческой деятельности. Управленческую дея­тельность можно представить как процесс координирования и целенаправленной интеграции деятельности других людей для обеспечения эффективности деятельности организации. Вопро­сы эффективности и результативности деятельности организа­ции и управления ею рассматриваются в других главах книги. Целью настоящей главы является описание содержания и общих (отличительных) характеристик управленческой деятельности.

Раскрытие содержания управленческой деятельности в це­лом представляет сложную задачу из-за ее большого разнооб­разия. Для обеспечения этой задачи можно воспользоваться выполненными исследованиями ряда авторов и специальными классификационными схемами для описания работы менедже­ров. Для описания сути управленческой работы полезно также использовать известные подходы к этой деятельности с пози­ций определения функций и процессов управления, систем и способов управления в различных ситуациях, а также опре­деления необходимых навыков управленческой деятельности. Исследования управленческой деятельности показали, что она по своей сути очень сильно отличается от неуправлен­ческой работы. Американский исследователь Минцберг, вы­полнивший исследования по изучению труда руководителей высшего звена и обобщивший свои более ранние исследова­ния, в качестве отличительной особенности труда руководите­лей отметил большое разнообразие конкретно выполняемой ими работы, на которую во многих случаях они затрачивали мало времени, а также необходимость и умение принимать решения по фрагментам проблем. Выводы американского уче­ного подтверждает практика менеджмента.

Суть управленческой деятельности определяют большое раз­нообразие конкретно выполняемой руководителем работы, ее кратковременность и фрагментарность.

Именно эти качества (разнообразие, кратковременность и фрагментарность) являются отличительной характеристикой управленческой деятельности. Минцберг также выделил роли руководителей, которые определяют их поведение в организации.

Роли руководителя являются набором определенных пове­денческих правил, соответствующих конкретной организации и конкретной должности, которые должен «играть» руководи­тель в конкретной ситуации. При этом отдельная личность может влиять на характер исполнения конкретной роли, но не на ее содержание. Минцберг выделяет 10 ролей, которые выполняют руководители в различные периоды управления и в раз­ной степени применительно к специфике и масштабам органи­зации, а также занимаемой ими должности. Эти роли объеди­нены в три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли руководителя взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого пред­ставления о его поведении в организации.

Межличностные роли, называемые также ролевыми установ­ками, определяют поведение менеджера как главы (главно­го руководителя) и связующего звена при выполнении работы с людьми в организации и вне ее.

Информационные роли (роле­вые установки)всех менеджеров включают функции прини­мающего и распределяющего информацию (приемника и распределителя), связанные с получением, сбором и распро­странением информации, а также представителя при представ­лении своей организации во внешней среде.

Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений,определяют пове­дение менеджеров как предпринимателей, устраняющих нару­шения в работе организации, распределителя ресурсов в орга­низации для достижения ее целей и ведущего переговоры для получения выгоды и устранения препятствий в достижении успеха организации. Примерное содержание ролей, выделен­ных Минцбергом, приведено в табл. 1.

Таблица 2.1. Роли руководителя (по определению Минцберга)

Роль Описание Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руко­водитель Символический глава, в обя­занности которого входит вы­полнение обычных обязанно­стей правового или социаль­ного характера Представительские функции, действия, обусловленные положением руководителя, ходатай­ства
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию деятельности подчиненных, за набор персо­нала, подготовку и связанные с этим обязанности Фактически все управленчес­кие действия с участием под­чиненных  
Связующее звено Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников, ко­торые представляют информа­цию и оказывают услуги Переписка, участие в совеща­ниях на стороне (вне органи­зации), другая работа с внеш­ними организациями и лица­ми
Информационные роли
Приемник ин­формации Разыскивает и получает раз­личную информацию специ­ального характера, которую (понимая организацию и внешние условия) успешно использует в интересах дела; выступает как центр внешней и внутренней информации Обработка всей почты, осуществление контактов, связан­ных с получением необходимой информации (периодика, специальные издания, командировки)
Распределитель информации Передает полученную извне или внутри (от подчиненных) информацию членам организации, в том числе чисто по факту получения или после интерпретации Рассылка почты по организа­циям. Вербальные контакты для передачи информации под­чиненным (беседы, обзоры)
Представитель Передает информацию для осуществления внешних кон­тактов организации (относи­тельно планов, политики дей­ствий и результатов работы), действует как эксперт по во­просам данной отрасли Участие в заседаниях. Обра­щение через почту. Устные выступления, передача ин формации во внешние организации и другим лицам
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами (проекты по совершенствованию, контролирует раз­работку определенных проектов) Участие в заседаниях и обсуж­дениях стратегии, обзоры ситуации, инициирование разработок проектов совершенство­вания организации
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходи­мостью устранения неожидан­ных нарушений Обсуждение стратегических и текущих вопросов, в том чис­ле проблем и кризисов
Распределитель ресурсов Ответственный за распределе­ние ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех зна­чительных решений в организации Составление графиков, запро­сы полномочий, действия, связанные с выполнением бюдже­тов. Планирование работы под­чиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных пере­говорах Ведение переговоров