Рассмотрена на заседании цикловой комиссии

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебной практики Наблюдения и пробные занятия

 

Специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование

код наименование

 

 

Пинск

Разработчик: Михайлова Л.Л., преподаватель колледжа____________________

инициалы, фамилия, должность, место работы, ученая степень, ученое звание

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии

психолого-педагогических дисциплин

наименование цикловой комиссии учебного заведения

 

Протокол № ___ от ________ 20___

Одобрена на заседании методического совета

 

Протокол №_____от _______________20__

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дошкольное образование в Республике Беларусь – первая ступень общей системы образования. Дошкольное учреждение давно переросло свои первоначальные функции. В настоящее время в его задачи входит развитие и воспитание ребёнка, его обучение и подготовка к школьному образованию. В связи с этим повышаются требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки воспитателя дошкольного учреждения в области обучения детей.

Обучению принадлежит ведущая роль в умственном развитии дошкольников. Обучение в дошкольном возрасте – это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружения их системой элементарных знаний, формирования умений и навыков в объёме, предусмотренном программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении.

Обучение в детском саду отличается от школьного по содержанию, методам и организационным формам. В школе учащиеся изучают основы наук. Задача дошкольного учреждения – дать детям систему научно достоверных, но элементарных знаний о мире. Содержание обучения в детском саду включает ознакомление детей с окружающими объектами и явлениями, с простейшими связями и взаимоотношениями между ними, с ближайшими причинами наблюдаемых явлений. Цель его заключается в передаче детям не только знаний и умений, но и самих способов овладения ими.

Дошкольное обучение отличается и методами. Большое место занимают наглядные методы, широко применяются дидактические игры и игровые приёмы. Усвоение нового материала происходит главным образом в процессе активных действий: практических манипуляций с предметами, разнообразных игр, рисования, конструирования. Однако, как и в школе, обучение в детском саду носит программный характер: для воспитателя является обязательным полное выполнение программы, усвоение знаний и умений всеми детьми. В процессе обучения он опирается на те же дидактические принципы, что и школьный учитель.

Основная форма организации дошкольного обучения – занятие, которое отличается от школьного урока продолжительностью, структурой, уровнем требований, предъявляемых детям. В детском саду не задаются домашние задания, не выставляются оценки; проверка усвоенных знаний осуществляется в процессе сообщения новых. В настоящее время выделяют следующие формы организации обучения:

индивидуальные занятия: задачи, содержание, методы и средства обучения на таких занятиях определяются с учётом уровня развития ребёнка, с учётом темпа освоения материала, особенностей психических процессов и т.п.;

микрогрупповые занятия: проводятся с подгруппами детей в количестве 2-3 ребёнка, небольшое количество детей на таких занятиях создаёт обстановку доверительности, способствует организации межличностного общения, взаимопомощи;

групповые занятия: дошкольная группа делится на две подгруппы, такая форма проведения занятий обеспечивает максимальные условия для решения программных задач каждым ребёнком, создаёт возможности для обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода к детям;

коллективные (фронтальные) занятия: проводятся со всей дошкольной группой, В совместной работе дети активно влияют друг на друга, имеют возможность проявить инициативу, смекалку, детей объединяют совместные переживания и общая деятельность, они учатся работать в коллективе в общем темпе и ритме.

Целесообразно отметить, что обучение детей дошкольного возраста не ограничивается занятиями. Значительной частью знаний и умений ребёнок овладевает в повседневном общении со взрослым, сверстниками, в ходе игровой, трудовой, художественной и других видов деятельности. Задача педагога – помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.

Дошкольное обучение является изустным, «докнижным». Ребёнок приобретает знания и умения от взрослых, прежде всего родителей и педагогов. Это предъявляет большие требования к уровню образованности самого педагога, к его речевым и коммуникативным способностям, специальным умениям в области художественной деятельности, к уровню развития двигательных умений и качеств и другим профессиональным способностям.

Современная педагогика выделяет следующие уровни проведения занятий:

высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми;

высокий: включение детей в решение проблемы, предусмотренной целью занятия;

средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия;

низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

Подготовка будущих педагогов к организации и проведению обучения в детском саду – важная задача педагогической практики. Программа педагогической практики по специальности «Дошкольное образование» включает наблюдение, организацию и проведение различных форм и видов занятий с детьми дошкольного возраста. Работу практикантов целесообразно начать с актуализации имеющихся знаний по разделу «Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста». В процессе работы следует обратить особое внимание на подготовку воспитателя к занятиям: отбор программного содержания занятий, выбор темы занятия, подбор методов и приёмов обучения, написание конспекта, подготовку необходимого наглядного материала. Важным разделом работы практиканта является умение анализировать наблюдаемые занятия, давать грамотную оценку собственной работы.

В процессе педагогической практики учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

знаниями об особенностях обучения детей дошкольного возраста и специфике учебной деятельности дошкольников;

навыками организации и проведения различных форм занятий в разных возрастных группах дошкольников: индивидуальных, микрогрупповых, групповых, фронтальных;

умениями подготовки и планирования различных видов занятий;

умениями отбирать программные задачи и составлять программное содержание занятий;

умениями рационального использования различных методов и приёмов обучения в зависимости от типа и вида занятия, программных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

навыками индивидуального обучения детей с учётом уровня освоения учебной деятельности, программного содержания занятий;

умениями личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

навыками организации делового общения с детьми в процессе обучения;

дидактическими, организаторскими, коммуникативными, творческими способностями.

В течение практики учащиеся должны провести 6 зачётных групповых и коллективных (фронтальных) занятий и 12-14 индивидуальных и микрогрупповых занятий. Кроме того, во время самостоятельной работы практиканты участвуют в проведении режимных процессов (утренний приём, умывание, приём пищи, переодевание, сон, закаливающие процедуры), утренней гимнастики, прогулки.

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. практикой

Пинского колледжа

учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина»

Т.П. Федорович

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебной практики Наблюдения и пробные занятия

ΙΙΙ курс 6 семестр

Специальность 2- 01 01 01 Дошкольное образование

код наименование

 

Тема кол-во часов
всего
1. Инструктаж по организации, проведению практики и охране труда в группах дошкольного возраста. 2. Закрепление теоретических основ обучения детей дошкольного возраста: процесс обучения и учебная деятельность дошкольника, принципы, методы и формы обучения. Подготовка воспитателя к занятиям. 3. Наблюдение и анализ обучения детей на занятиях и в повседневной жизни в разных возрастных группах 4. Подготовка, проведение и анализ индивидуальных и микрогрупповых занятий, обучения детей в повседневной жизни по разделам программы в разных возрастных группах. 5. Подготовка, проведение и анализ групповых и фронтальных занятий по разделам программы в разных возрастных группах. 6. Подведение итогов практики.              
Итого