Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентного преимущества.

 

Опыт показывает, что компании, которые тратят время и деньги на определение того, что хотят покупатели, а также на обеспечение качества, надежности товаров и послепродажных услуг, работают со значительно большей выгодой для себя. Компании с успешными программами по обеспечению высокого качества располагают 10%-м преимуществом перед конкурентами в отношении затрат.

Начиная с 2003 г., при оценке национальными экспертными агентствами качества корпоративного управления и присвоении компаниям соответствующих рейтингов стали учитываться показатели КСО, что поставило российские корпорации перед необходимостью соблюдать соответствующие международные требования и стандарты (GRI, АА-1000, SA-8000, Стандарты саншайн, ISO 14000).

Социальное партнерство- специфический тип отношений социальной ответственности, при котором достигается определенный баланс реализации основных интересов важнейших социальных групп общества, обеспечивается исторически обусловленный компромисс в реализации интересов главных субъектов социально-экономических процессов рыночного общества.

 

Специфика этих от­ношений проявляется в следующем.

Во-первых, социальное партнерство — это отношения между социальными группами (классами), социально-экономические интересы которых существенно отлича­ются. Каждый социальный субъект выполняет свои общественные функции.

 

Во-вторых, это такие отношения между социальными группами, при которых преследуется цель не совмещения интересов, что само по себе невозможно, а достижения оптимального баланса в их реализации.

В-третьих, социальное партнерство — это обоюдовыгодное, обоюдонеобходимое взаимодействие между социальными группами, в котором объективно заинтересована каждая из сторон. Все это, безусловно, отражает особенности социального партнерства как особого типа общественных отношений.

Человеческий капитал - это главное сегодня конкурентное преимущество. Согласно исследованиям, проводимым Российской ассоциацией менеджеров, создание и развитие работоспособного коллектива — основная задача современного менеджера. Создание такого коллектива возможно только тогда, когда работники четко осознают и принимают миссию, цели и задачи фирмы, в разработке которых принимали непосредственное участие.

Потребность в омоложении кадров побуждает корпорации тесно взаимодействовать с образовательными учреждениями как в России, так и за рубежом. При этом наблюдаются две тенденции. Первая — направление отдельных сотрудников на повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Вторая — системное корпоративное обучение с постоянным консультационным сопровождением, организация собственных учебных центров.

 

Благодаря преимуществу во владении капиталом, передовыми технологиями и огромным рынком, ТНК контролируют 90% прямых иностранных инвестиций мира, способны увеличивать занятость, внедрять новые технологии и обеспечивать доступ на новые рынки, повышать уровень квалификации рабочих и предоставлять им более высокую заработную плату.

 

4. Корпоративная социальная ответственность и процессы социализации экономики.

 

Отличительной чертой системной трансформации отношений в экономике России является ее социализация, признаки ко­торой заключаются в следующем:

— акцент в управлении организациями переориентируется на­ человека (человеческий капитал, интеллектуальный капитал) как ­главную стратегическую составляющую в развитии социально-­экономических систем;

— актуализация понятий «социальная справедливость», «соци­­альная активность», «социальное партнерство», «социальная страте­­гия», «социальный эксперимент», «социальные цели», «социальная ответственность»;

— глобализация корпоративной деятельности организации.

 

5. Основные атрибуты системы корпоративной социальной ответственности.

При управлении организацией большое значение имеет систе­ма КСО.

В настоящее время ученые называют пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопиче­ское, иерархическое и процессуальное.

Микроскопическое представление системы основано на по­нимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов).

Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.

Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде).

Иерархическое представление основано на понятии «подси­стема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

Процессуальное представление характеризует изменение со­стояния системы во времени.

При построении системы КСО необходимо выделять требования к ней, по которым можно судить о степени ее организованности. К таким требованиям относятся: динамичность системы, детермини­рованность элементов системы, наличие в системе управляющего и контролируемого параметров, каналов обратной связи.

Система КСО — это система, основанная на постоянном взаи­модействии организации с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).

Для обоснования наличия системы целесообразно использовать такие ее атрибуты, как:

— существование;

— множество объектов;

— единое — некоторое одинаковое для всех композиций данной­ системы свойство или признак;

— единство — понимается, с одной стороны, как отношение ­между определенными объектами, благодаря которому возникают ­новые для них и всей совокупности свойства, с другой — как от­­дельный объект;

— достаточность — без достаточного количества объектов (и до­­статочных оснований) построение и существование какой бы то ни ­было системы невозможно;

— единство со средой;

— включение любой системы в иную, более высокого порядка;

— системность элементов любой системы.

 

6. Виды взаимодействий в системе корпоративной социальной ответственности.

Поскольку социальная система функционирует как сеть отноше­ний взаимодействия, то каждый отдельный элемент системы, субъ­ект КСО, реализуя собственные интересы, неизбежно затрагивает интересы тех, с кем он взаимодействует.

типы взаимодействия:

— равноправное сотрудничество между элементами и подси­­стемами;

— кооперативное взаимодействие;

— функциональное иерархическое взаимодействие между эле­­ментами и подсистемами, связанными иерархией соподчиненности;

— конкурентное взаимодействие — подсистемы находятся в со­­стоянии конфронтации.

 

Объект КСО имеет сложную структуру — предприятие ответ­ственно за характер и результат своей деятельности перед акцио­нерами, работниками, управленцами, кредиторами, потребителями, поставщиками и деловыми партнерами, местным сообществом, орга­нами государственной власти и управления.

В настоящее время разработаны и действуют стандарты про­зрачности и отчетности, которые отражают эти показатели и правила предоставления информации о социальной ответственности и дея­тельности корпораций:

— SA 8000 (Социальная отчетность 8000), включает стан­­дарты и программы мониторинга по следующим аспектам: рабочее­ время; зарплата и льготы; свобода объединения и заключения кол­­лективного договора; система управления; детский труд; принуди­­тельный труд; отсутствие дискриминации по полу, расовым призна­­кам и др.; здравоохранение и безопасность; дисциплина;

— АА 1000 (отчетность для прозрачности) — разработан­ Институтом социальной и этической ответственности в 1999 г., ис­­пользуется для оценки этических результатов деятельности корпора­­ций, в основном в разрезе трудовых отношений и охраны окружаю­­щей среды; включает набор критериев и процедуры организации и ­проведения социального и этического аудита;

— GRI (Глобальная инициатива по отчетности) — иници­­ирована Коалицией экологически ответственных экономик (CERES) в 1997 г., в 1999 г. опубликован проект руководящих принципов со­ставления корпоративных отчетов; содержит набор принципов под­готовки отчетов по устойчивости корпораций, включающих социаль­ные и экологические индикаторы;

Саншайн (стандарты по составлению корпоративных отчетов для стейкхолдеров)— разработаны Альянсом стейкхолдеров (объединяет организации по защите прав потребителей, эколо­гические и религиозные некоммерческие организации), используются при составлении ежегодных корпоративных отчетов для стейкхолде­ров; содержат принципы подбора и предоставления информации для отчета: о продукции и услугах; о гарантиях занятости, безопасности и здравоохранения, равных возможностях при найме; о структуре собственности, финансовых показателях; налоговых выплатах; соз­данных рабочих местах; инвестициях; благотворительной деятель­ности; о госзаказах; о штрафах.

 

7. Принципы построения системы корпоративной социальной ответственности.

 

1) Принцип системности — обеспечивает эффективность реа­­лизации функций и направлений корпоративной социальной ответ­­ственности в системе корпоративного управления. Он является цен­­тральным.

2) Принцип комплексности — скоординированность деятель­­ности организации по трем направлениям устойчивого развития:­ экономическому, социальному, экологическому.

3) Принцип интегрированности предполагает, что корпора­­тивная социальная ответственность интегрирована в основную де­­ятельность организации. При этом полномочия и функции сторон­ корпоративного управления в сфере корпоративной социальной от­­ветственности распределяются. Интегрированность подразумевает ­ответственность перед обществом в целом, а также перед отдельными­ входящими в него членами — стейкхолдерами. Из этого положения­ вытекают следующие два принципа — подотчетность и адресность.

4) Принцип подотчетности состоит в подотчетности перед­ заинтересованными сторонами и обществом в целом, а также в со­­ответствии принятым на себя обязательствам и применяемым стан­­дартам.

5) Принцип адресности означает ожидание выполнения опре­­деленной обязанности по отношению к определенному заинтересованному лицу. Поскольку все мероприятия в рамках программ КСО предполагают направленность на определенную аудиторию, орга­низация должна четко определить круг их адресатов. Эффективное разрешение проблемы адресности может способствовать улучшению имиджа и деловой репутации организации.

6) Принцип динамичности — концепция корпоративной соци­­альной ответственности претерпевает постоянные изменения, на нее ­оказывают влияние принятая парадигма, мировые, национальные и ­региональные особенности ведения бизнеса. Это влияние обусловлено ­также тем, что большая и постоянно растущая доля объектов корпо­­ративной социальной ответственности находится вне организаций и­ иных бизнес-структур (органы государственной власти и управления,­ общественные организации и др.). Организации должны учитывать их ­меняющиеся интересы при планировании и реализации мероприятий ­в сфере КСО. Решая проблему динамичности внешней среды, орга­­низация должна в достаточной мере стабилизировать отношения с ее ­элементами, развивая имидж и повышая деловую репутацию.

7) Принцип инновационности мероприятий и технологий­ ее реализации — непрерывное их совершенствование и гармони­­зация.

8) Открытость всех действий организации в области КСО­ и адекватность отчетности предприятий их составу и содержанию.

9) Принцип кооперации предполагает объединение органи­­заций как с другими организациями, ассоциациями, союзами, так­и непосредственно с различными заинтересованными сторонами­ для решения социально-экономических проблем страны и других­ административно-территориальных образований. Существенным при­ реализации данного принципа является развитие долгосрочного и­ согласованного сотрудничества. В результате такого рода коопе­­рации вырабатываются определенные правила поведения для всех­ участников в виде стандартов ведения бизнеса, которые охватывают ­финансы, этику, отношение к окружающей среде, обеспечение прав­ человека, трудовые отношения. В соответствии с ними корректиру­­ется деятельность каждого участника кооперации.

10) Кооперация приводит к институционализации, взаимному ­признанию и соблюдению определенных правил поведения, что вы­­ступает базой для более развитой системы отношений, построенных на кооперативных связях. Поэтому одним из принципов, являющихся следствием и своеобразным продолжением кооперативных отно­шений, будет их интеграция.

11) Принцип результативности обеспечивает взаимосвязь фи­­нансовых показателей деятельности организации с его активной со­­циально ответственной позицией. Данный принцип ориентирован на­ экономический подход к пониманию КСО — совокупность интере­­сов в итоге сводится к уровню прибыльности и капитализации ком­­пании. Таким образом, принцип результативности с содержательной­ стороны следует рассматривать как необходимость действий, обе­­спечивающих достижение взаимообусловленных положительных ­эффектов для общества и самого предприятия.

12) Принцип последовательности — деятельность организа­­ции в области корпоративной социальной ответственности развива­­ется в определенной последовательности.

 

 

б) Ситуационное задание