Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентного преимущества.
Опыт показывает, что компании, которые тратят время и деньги на определение того, что хотят покупатели, а также на обеспечение качества, надежности товаров и послепродажных услуг, работают со значительно большей выгодой для себя. Компании с успешными программами по обеспечению высокого качества располагают 10%-м преимуществом перед конкурентами в отношении затрат.
Начиная с 2003 г., при оценке национальными экспертными агентствами качества корпоративного управления и присвоении компаниям соответствующих рейтингов стали учитываться показатели КСО, что поставило российские корпорации перед необходимостью соблюдать соответствующие международные требования и стандарты (GRI, АА-1000, SA-8000, Стандарты саншайн, ISO 14000).
Социальное партнерство- специфический тип отношений социальной ответственности, при котором достигается определенный баланс реализации основных интересов важнейших социальных групп общества, обеспечивается исторически обусловленный компромисс в реализации интересов главных субъектов социально-экономических процессов рыночного общества.
Специфика этих отношений проявляется в следующем.
Во-первых, социальное партнерство — это отношения между социальными группами (классами), социально-экономические интересы которых существенно отличаются. Каждый социальный субъект выполняет свои общественные функции.
Во-вторых, это такие отношения между социальными группами, при которых преследуется цель не совмещения интересов, что само по себе невозможно, а достижения оптимального баланса в их реализации.
В-третьих, социальное партнерство — это обоюдовыгодное, обоюдонеобходимое взаимодействие между социальными группами, в котором объективно заинтересована каждая из сторон. Все это, безусловно, отражает особенности социального партнерства как особого типа общественных отношений.
Человеческий капитал - это главное сегодня конкурентное преимущество. Согласно исследованиям, проводимым Российской ассоциацией менеджеров, создание и развитие работоспособного коллектива — основная задача современного менеджера. Создание такого коллектива возможно только тогда, когда работники четко осознают и принимают миссию, цели и задачи фирмы, в разработке которых принимали непосредственное участие.
Потребность в омоложении кадров побуждает корпорации тесно взаимодействовать с образовательными учреждениями как в России, так и за рубежом. При этом наблюдаются две тенденции. Первая — направление отдельных сотрудников на повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Вторая — системное корпоративное обучение с постоянным консультационным сопровождением, организация собственных учебных центров.
Благодаря преимуществу во владении капиталом, передовыми технологиями и огромным рынком, ТНК контролируют 90% прямых иностранных инвестиций мира, способны увеличивать занятость, внедрять новые технологии и обеспечивать доступ на новые рынки, повышать уровень квалификации рабочих и предоставлять им более высокую заработную плату.
4. Корпоративная социальная ответственность и процессы социализации экономики.
Отличительной чертой системной трансформации отношений в экономике России является ее социализация, признаки которой заключаются в следующем:
— акцент в управлении организациями переориентируется на человека (человеческий капитал, интеллектуальный капитал) как главную стратегическую составляющую в развитии социально-экономических систем;
— актуализация понятий «социальная справедливость», «социальная активность», «социальное партнерство», «социальная стратегия», «социальный эксперимент», «социальные цели», «социальная ответственность»;
— глобализация корпоративной деятельности организации.
5. Основные атрибуты системы корпоративной социальной ответственности.
При управлении организацией большое значение имеет система КСО.
В настоящее время ученые называют пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное.
Микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов).
Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.
Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде).
Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.
Процессуальное представление характеризует изменение состояния системы во времени.
При построении системы КСО необходимо выделять требования к ней, по которым можно судить о степени ее организованности. К таким требованиям относятся: динамичность системы, детерминированность элементов системы, наличие в системе управляющего и контролируемого параметров, каналов обратной связи.
Система КСО — это система, основанная на постоянном взаимодействии организации с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).
Для обоснования наличия системы целесообразно использовать такие ее атрибуты, как:
— существование;
— множество объектов;
— единое — некоторое одинаковое для всех композиций данной системы свойство или признак;
— единство — понимается, с одной стороны, как отношение между определенными объектами, благодаря которому возникают новые для них и всей совокупности свойства, с другой — как отдельный объект;
— достаточность — без достаточного количества объектов (и достаточных оснований) построение и существование какой бы то ни было системы невозможно;
— единство со средой;
— включение любой системы в иную, более высокого порядка;
— системность элементов любой системы.
6. Виды взаимодействий в системе корпоративной социальной ответственности.
Поскольку социальная система функционирует как сеть отношений взаимодействия, то каждый отдельный элемент системы, субъект КСО, реализуя собственные интересы, неизбежно затрагивает интересы тех, с кем он взаимодействует.
типы взаимодействия:
— равноправное сотрудничество между элементами и подсистемами;
— кооперативное взаимодействие;
— функциональное иерархическое взаимодействие между элементами и подсистемами, связанными иерархией соподчиненности;
— конкурентное взаимодействие — подсистемы находятся в состоянии конфронтации.
Объект КСО имеет сложную структуру — предприятие ответственно за характер и результат своей деятельности перед акционерами, работниками, управленцами, кредиторами, потребителями, поставщиками и деловыми партнерами, местным сообществом, органами государственной власти и управления.
В настоящее время разработаны и действуют стандарты прозрачности и отчетности, которые отражают эти показатели и правила предоставления информации о социальной ответственности и деятельности корпораций:
— SA 8000 (Социальная отчетность 8000), включает стандарты и программы мониторинга по следующим аспектам: рабочее время; зарплата и льготы; свобода объединения и заключения коллективного договора; система управления; детский труд; принудительный труд; отсутствие дискриминации по полу, расовым признакам и др.; здравоохранение и безопасность; дисциплина;
— АА 1000 (отчетность для прозрачности) — разработан Институтом социальной и этической ответственности в 1999 г., используется для оценки этических результатов деятельности корпораций, в основном в разрезе трудовых отношений и охраны окружающей среды; включает набор критериев и процедуры организации и проведения социального и этического аудита;
— GRI (Глобальная инициатива по отчетности) — инициирована Коалицией экологически ответственных экономик (CERES) в 1997 г., в 1999 г. опубликован проект руководящих принципов составления корпоративных отчетов; содержит набор принципов подготовки отчетов по устойчивости корпораций, включающих социальные и экологические индикаторы;
— Саншайн (стандарты по составлению корпоративных отчетов для стейкхолдеров)— разработаны Альянсом стейкхолдеров (объединяет организации по защите прав потребителей, экологические и религиозные некоммерческие организации), используются при составлении ежегодных корпоративных отчетов для стейкхолдеров; содержат принципы подбора и предоставления информации для отчета: о продукции и услугах; о гарантиях занятости, безопасности и здравоохранения, равных возможностях при найме; о структуре собственности, финансовых показателях; налоговых выплатах; созданных рабочих местах; инвестициях; благотворительной деятельности; о госзаказах; о штрафах.
7. Принципы построения системы корпоративной социальной ответственности.
1) Принцип системности — обеспечивает эффективность реализации функций и направлений корпоративной социальной ответственности в системе корпоративного управления. Он является центральным.
2) Принцип комплексности — скоординированность деятельности организации по трем направлениям устойчивого развития: экономическому, социальному, экологическому.
3) Принцип интегрированности предполагает, что корпоративная социальная ответственность интегрирована в основную деятельность организации. При этом полномочия и функции сторон корпоративного управления в сфере корпоративной социальной ответственности распределяются. Интегрированность подразумевает ответственность перед обществом в целом, а также перед отдельными входящими в него членами — стейкхолдерами. Из этого положения вытекают следующие два принципа — подотчетность и адресность.
4) Принцип подотчетности состоит в подотчетности перед заинтересованными сторонами и обществом в целом, а также в соответствии принятым на себя обязательствам и применяемым стандартам.
5) Принцип адресности означает ожидание выполнения определенной обязанности по отношению к определенному заинтересованному лицу. Поскольку все мероприятия в рамках программ КСО предполагают направленность на определенную аудиторию, организация должна четко определить круг их адресатов. Эффективное разрешение проблемы адресности может способствовать улучшению имиджа и деловой репутации организации.
6) Принцип динамичности — концепция корпоративной социальной ответственности претерпевает постоянные изменения, на нее оказывают влияние принятая парадигма, мировые, национальные и региональные особенности ведения бизнеса. Это влияние обусловлено также тем, что большая и постоянно растущая доля объектов корпоративной социальной ответственности находится вне организаций и иных бизнес-структур (органы государственной власти и управления, общественные организации и др.). Организации должны учитывать их меняющиеся интересы при планировании и реализации мероприятий в сфере КСО. Решая проблему динамичности внешней среды, организация должна в достаточной мере стабилизировать отношения с ее элементами, развивая имидж и повышая деловую репутацию.
7) Принцип инновационности мероприятий и технологий ее реализации — непрерывное их совершенствование и гармонизация.
8) Открытость всех действий организации в области КСО и адекватность отчетности предприятий их составу и содержанию.
9) Принцип кооперации предполагает объединение организаций как с другими организациями, ассоциациями, союзами, таки непосредственно с различными заинтересованными сторонами для решения социально-экономических проблем страны и других административно-территориальных образований. Существенным при реализации данного принципа является развитие долгосрочного и согласованного сотрудничества. В результате такого рода кооперации вырабатываются определенные правила поведения для всех участников в виде стандартов ведения бизнеса, которые охватывают финансы, этику, отношение к окружающей среде, обеспечение прав человека, трудовые отношения. В соответствии с ними корректируется деятельность каждого участника кооперации.
10) Кооперация приводит к институционализации, взаимному признанию и соблюдению определенных правил поведения, что выступает базой для более развитой системы отношений, построенных на кооперативных связях. Поэтому одним из принципов, являющихся следствием и своеобразным продолжением кооперативных отношений, будет их интеграция.
11) Принцип результативности обеспечивает взаимосвязь финансовых показателей деятельности организации с его активной социально ответственной позицией. Данный принцип ориентирован на экономический подход к пониманию КСО — совокупность интересов в итоге сводится к уровню прибыльности и капитализации компании. Таким образом, принцип результативности с содержательной стороны следует рассматривать как необходимость действий, обеспечивающих достижение взаимообусловленных положительных эффектов для общества и самого предприятия.
12) Принцип последовательности — деятельность организации в области корпоративной социальной ответственности развивается в определенной последовательности.
б) Ситуационное задание