Бюджет. Материально-техническое (ресурсное) обеспечение.

Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, если возможно – сделайте поправки на инфляцию, определите временные рамки бюджета.

Бюджет проекта обязательно должен быть «трёхколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во второй — запрашиваемые средства, в третьей — общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и с запрашиваемыми по проекту суммами должно быть 50% на 50%.

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

- Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?

- На какие цели будут израсходованы средства?

- Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?

- Какая есть материально-техническая база?

- Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы (членские, родительские); средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?

- На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

Если вы представляете проект на конкурс или ищете социальных партнёров для софинансирования, то необходимо:

- знать требования к бюджету, формы смет и отчётностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг интересов данной организации;

- дать перечень других источников финансирования и собственных затрат на данный проект;

- закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту (не завышать и не занижать их);

- в смете запрашиваемых средств не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников организации или учреждения, ставших инициаторами проекта;

- не бороться за благородную идею, которая неизвестно сколько стоит. Такой аргумент неубедителен. Если организаторы не могут оценить финансовые потребности проекта, то они не смогут эффективно распорядиться выделенными средствами.

Подводя итоги, еще раз напомним о необходимости строго соблюдать следующую логику: проблема – цель – задачи – содержание (методы, формы).

Проблема – конкретное описание не удовлетворяющего заявителя аспекта современной жизни с указанием значимых факторов, вызывающих и (или) поддерживающих это явление.

Пример: Катастрофическое распространение наркомании в молодежной среде (это описание негативного явления) во многом связанное с отсутствием у молодежи положительных идеалов, привлекательного образа трезвой жизни (это актуальный взгляд авторов проекта на факторы, вызывающие и (или) поддерживающие наркоманию среди молодежи).

Цель – конкретное описание удовлетворяющей заявителя ситуации в области, указанной в разделе «Проблема». Пример: «Увеличение числа молодых людей, ведущих трезвый, здоровый и полноценный образ жизни».

Задачи – описание условий, необходимых и достаточных для возникновения и (или) поддержки удовлетворяющей заявителя (и его единомышленников) изменения ситуации. Эти условия, как правило, противоположны факторам, вызывающим и (или) поддерживающим негативное, проблемное явление. Пример:

1. Выявить молодых людей, ведущих трезвый, интересный образ жизни и обобщить их опыт.

2. Создать привлекательной идеологии здорового образа жизни для современной молодежи.

3. Информировать молодежь о пагубных последствиях наркомании.

4. Создать механизм широкой антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни.

5. Информировать молодежь об интересных и здоровых способах времяпрепровождения.

Методы – это основной инструмент, с помощью которого заявитель может добиться поставленной цели. Пример: Создать и выпустить массовый молодежный журнал, привлекающий подростков к здоровому образу жизни.