Действия воспитателя (вожатого) в экстремальных ситуациях

Купание.До купания врач проводит осмотр детей, определяет время пребы­вания их в воде и получения солнечных ванн. Не разрешается купа­ние натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой мышечной нагрузкой.

Купание детей в реке, водоеме, море, бассейне проводится в при­сутствии начальника лагеря или старшего вожатого, вожа­тых отрядов и воспитателей (тренеров-преподавателей), медицин­ского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию. На бе­регу должны находиться спасательные средства и сумка первой ме­дицинской помощи.

Вожатый или воспитатель (тренер-преподаватель) заранее выяв­ляет детей, не умеющих плавать. Доплывать до знаков ограждения зоны плавания разрешается детям, умеющим плавать, остальные — купаются у берега, при этом глубина воды должна быть не выше груди ребенка.

Разрешается пребывание в воде одновременно не более одной группы (10 детей). Один из вожатых (воспитателей, тренеров- преподавателей) находится у знаков ограждения в водоеме, другой наблю­дает с берега за купающимися детьми. Школьники во время купания обязаны точно и быстро выполнять все распоряже­ния и указания взрослых, ответственных за проведение купания. Перед входом в воду и при выходе из воды вожатый (воспитатель, тренер-преподаватель) проверяет наличие детей.

Обучение детей плаванию проводится инструктором по плаванию в соответствии с организационно-методическими указаниями по физическому воспитанию в лагерях.

Во время купания детей в душе, бане присутствие медработника, вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя) отряда обязательно.

Выход за территорию. Важно твердо следовать правилу, по которому выход за территорию оздоровительного лагеря осуществляет­ся только с разрешения директора лагеря, в его отсутствие — старшего воспитателя или старшего вожатого. Кроме того, воспитателю (вожатому) необходимо помнить о следующем:

§ Выход за территорию планируется заранее, не менее чем за сутки, о чем ставится в известность директор оздорови­тельного лагеря или лицо, его заменяющее.

§ Готовя детей, не забудьте об ослабленных детях, проверь­те, у кого какая ноша.

§ Если погода солнечная, не забудьте, во-первых, про го­ловные уборы (в случае их отсутствия, сделайте панамки из подручных материалов, например из газет), во-вторых, про питьевую воду.

§ В зависимости от целей похода, экскурсии, расскажите детям о возможных опасностях; позаботьтесь, чтобы они твердо усвоили следующее: нужно идти по дороге в ко­лонну по одному, навстречу движущемуся транспорту (помните, что ваша колонна должна быть «обозначена» красными флажками), что в лесу необходимо придержи­вать встречные ветки; что нельзя есть незнакомые ягоды, траву; что нельзя пить из неизвестных источников; что при купании надо соблюдать правила (и какие).

§ Задумайтесь над тем, чем будете заниматься с детьми. За­хватите необходимый инвентарь.

§ Возвратившись, доложите о своем возвращении директо­ру оздоровительного лагеря.

Выйдя за территорию оздоровительного лагеря, воспита­тель (вожатый) должен помнить, какие особо опасные объек­ты расположены вблизи лагеря (заводы, железнодорожные пути, очистные сооружения, дамбы, автомобильные трассы, лес и т. д.) и как необходимо поступать, куда обращаться в случае аварии или неполадок на этих объектах.