Другой стендап.

В кадре люди. Они сидят, молчат. Панорама по лицам (крупные планы). Затем средний план. Мы видим, что люди разного возраста, но выражения лиц у них очень схожие, напряженно-тревожные. Камера движется от первого ряда к последнему. За кадром звучит голос журналиста: "Все эти люди больны сахарным диабетом. Сегодня в России их почти миллион. Без ежедневной дозы инсулина они жить не могут". И только на последних словах в кадре появляется сам журналист, который сидит внутри этой группы на последнем ряду точно с таким же выражением лица. За журналистом плакат с одним словом: "Помогите!" Последнюю фразу Михаил Дегтярь произносит на крупном плане: "Запасов инсулина в России хватит на 22 дня".

По силе воздействия я считаю этот стендап одним из самых сильных. И знаете, почему? Потому что журналист сам поставил себя в положение не перед своими героями, а за ними, пропустив и людей, и проблему на передний план. Это здорово!

Сам Михаил Дегтярь рассказывает, что вместе с оператором Юрием Ручкиным они предварительно придумывают стендап. Затем расписывают слова по каждой фразе. На каждую фразу журналиста оператор должен снять определенную картинку. Но и журналист не имеет возможности ни переменить слова, ни изменить темп речи. Даже улыбку надо согласовывать заранее.

Принципиальные отличия стендапа от появления в кадре

  • В появлении в кадре все понятно с первого момента и ничего не меняется, кроме дополнительной информации, полученной от журналиста, возможно укрупнение и подчеркивание какой-то детали.
  • В случае со стендапом всегда должна возникать реакция удивления, иногда вызывающая смех или слезы. Конечно, стендап всегда должен быть оправдан. Нельзя, чтобы после удачного стендапа шел невзрачный и непонятный сюжет. Но по моим наблюдениям он остается, если не самым ярким воспоминанием после просмотра сюжета, то, обязательно, запомнившимся.
  • Появление в кадре делать проще. Это гораздо быстрее, что бывает очень важно при съемках экстренного события и при нашей общей спешке. Но иногда бывает очень обидно, когда журналист делает появление в кадре вместо прекрасной возможности снять настоящий стендап.
  • Стендап - фирменное блюдо профессионального репортера. Попробуйте, помучайтесь, сделайте несколько вариантов. В конце концов вы всегда можете забраковать неудачный стендап во время монтажа. Не ошибается тот, кто не делает. Добавлю, ошибается тот, кто не делает. И это относится не только к стендапу.