Несколько советов, как сделать сюжет об официальном заседании, совещании, пресс-конференции интересным и понятным

Совет 1. Как можно больше предварительной работы (вспомните шаг 2 "Технологии работы над сюжетом"). Так как задача перед вами стоит сложная, и вы заранее знаете, что сделать хороший сюжет с какого-либо заседания трудно, то надо запомнить, что лишней информации здесь вообще быть не может. Первое, что вас должно интересовать, это - самый острый вопрос из тех, которые будут обсуждаться и возможные оппоненты, которые будут спорить по данному вопросу. То есть вас интересует столкновение подходов, разных точек зрения - это всегда интересно. А если люди к тому же умеют говорить, и вопрос затрагивает каждого жителя региона, то это просто успех. Конечно, здорово, если удается заснять острый спор прямо во время совещания. Но тут много проблем с картинкой и звуком. Нужен очень хороший оператор, который становится в этот момент и автором, и режиссером, и звукорежиссером. Но сориентировать оператора и точно подсказать ему, за какими личностями надо следить особенно внимательно, должен журналист.

Вспоминаю сюжет телекомпании "Эфир" (г. Казань). Идет заседание парламента Татарстана. Лица, как водится, у депутатов скучные, повестка дня содержит много пунктов, среди них ни одного особо острого и привлекательного для зрителей. Но по одному из вопросов: отчет министра сельского хозяйства, ожидается дискуссия, так как накануне в газетах прошла информация о том, что большое количество средств растрачено, в том числе на заграничные командировки. Корреспондент и оператор явно заранее знали, откуда им ждать скандала. И вот крупно на экране уважаемый всеми депутат (по профессии банкир, то есть человек, который разбирается в финансах), он задает скучному дяденьке на трибуне, который зачитывает отчет по бумажке, простой вопрос: Куда пошли деньги, которые предполагались на лизинговую закупку техники? Камера резко переходит на испуганное лицо ответственного товарища, и мы слышим его невнятное бормотание на тему о том, что лизингу уделяется большое внимание и т.д. Камера успевает показать возмущенное лицо человека, который задавал вопрос. Вот он даже встал со своего места и спрашивает ехидно: "Объясните мне, что такое лизинг, мне кажется, вы этого не понимаете?" репортаж набирает высокий драматический градус и несмотря на то, что мало кто из зрителей знает (и должен знать) что такое "лизинг", но вопрос уже для зрителей совсем иной: Доколе наши тупые чиновники будут класть в карман казенные деньги?

Как вы понимаете, ответ был таким, что лучше бы он молчал. Зал "грохнул" от хохота, услышав, что лизинг - это такая новая форма закупки техники и т.д. (На самом деле лизинг - это давно известная форма кредитования, когда закупается оборудование для какой-то фирмы. Затем эта фирма, используя новое оборудование, постепенно расплачивается с кредиторами. Только когда выплачены последние деньги, техника переходит к тем, кто пользовался ею. До этого момента она считается собственностью кредитора).

У нас в России лизинговая форма закупки техники для села существует более десяти лет и не знать этого чиновнику из соответствующего министерства просто позорно.

Сюжет практически не содержал закадрового текста, и кусок этой "яркой дискуссии" был показан полностью, практически без монтажа. Очень удачным был комментарий ведущей программы после этого сюжета. Были названы цифры и показаны графики резкого падения эффективности сельского хозяйства Татарстана. Мы увидели кадры заброшенных ферм и ржавую технику. Тем самым журналисты избежали соблазна прилюдно потоптать ногами того, кто уже и так публично прокололся (если бы они пошли по этому пути, эффект мог бы быть прямо противоположный и человек вызвал бы сочувствие зрителей). А вот комментарий по сути дела по проблеме, да еще с цифрами и фактами - это всегда плюс.

Конечно, заснять такую "пьесу" на камеру - всегда удача. Ребята из Южно-Сахалинской телекомпании смогли сделать свою камеру незаметной или, как модно говорить, скрытой, засунув ее в сумку со специальным отверстием для объектива. Этой камерой им удалось снять "инструктаж" главы районной администрации своим подчиненным перед визитом губернатора края. Это было невероятно интересно: одна женщина должна была сказать то, другая это, туда можно водить, а вот сюда ни в коем случае. Затем уже открытой камерой было снято, как воплощался этот сценарий (а визит был экстренный, после стихийного бедствия). К чести губернатора Игоря Фархутдинова (недавно погибшего), он все же пошел туда, куда его не хотели пускать, и устроил публичный разнос главе администрации, который впоследствии был снять с должности.

Представляете, как интересно было следить за этой историей? А ведь большинство творческих групп ограничивается протокольными съемками визита губернатора и его официальными интервью.
Надо признать, что таких сюжетов - подавляющее большинство. Во время очередного фестиваля "Новости. Время местное" самой сложной оказалась номинация "Сюжет о власти". Хвалебные сюжеты, очерки, все те же заседания, и только одна-две работы, подобные той, которую я постаралась подробно описать.

Видела я и такие примеры, которые не имели ничего общего с телевидением, однако показывались в эфире. Так, на одном районном телевидении было принято раз в неделю показывать полностью(!) оперативное совещание главы администрации, которое длилось около часа. Это было снято одной камерой SVHS (то есть ничего не видно и не слышно). Затем, чтобы наградить зрителя за внимание, прямо встык после совещания показывался крутой эротический фильм с пиратской кассеты. И так продолжалось несколько лет.

Другой подобный пример из разряда более распространенных. Десять сюжетов, из которых состоял выпуск новостей, были посвящены исключительно заседаниям. Первое заседание - по случаю приезда высокого чиновника из столицы края. Второе - совещание учителей. Третье - подготовка к зиме и так далее. Смотреть это нельзя! Какой-то особый вид и жанр скучного, отчетного, официального длинного репортажа, где все совещания сливаются в одно.

Если нет реального спора во время заседания, его можно организовать. То есть взять интервью у оппонента после заседания и "столкнуть" разные точки зрения, используя монтаж.

Совет 2. Надо подходить к любому совещанию или пресс-конференции, как к возможности получить важную информацию. Если тема совещания - подготовка к зиме, то в сюжете об этом должны быть и трубы, и встревоженные граждане, и архивные материалы о проблемах прошлой зимы. В этом случае совещание станет элементом сюжета.

Надо сказать, что западные журналисты вообще не могут понять наших журналистов, которые делают сюжет исключительно на основе кадров пресс-конференций. Для западных журналистов пресс-конференция - источник информации, но никак не событие для эфира. Можно утверждать, что лучшие региональные телекомпании давно это поняли на собственных горьких ошибках: заседания скучны прежде всего самой своей картинкой, и нельзя говорить о важным проблемах региона, если в кадре карандаши, ручки, сидят люди, кто-то с кем-то разговаривает, кто-то слушает, кто-то спит.

Паводок? Значит, в кадре должна быть вода, компьютерная схема возможных опасных зон затопления, мнение эксперта в лице руководителя МЧС (это мнение можно записать до или после совещания) и секунд 10-12 - кадры совещания и сообщение о том, какие решения были приняты. Если, к тому же, в этом сюжете будут герои, например, жители одного затопленного в прошлом году дома, которые до сих пор не получили обещанной компенсации - вот тогда сюжет можно считать полноценным.

Совет 3. Совещания, заседания, пресс-конференции могут стать интересными и сами по себе, если обсуждаемая чиновниками проблема ранее отслеживалась съемочной группой в течение долгого времени.

Это может быть жанр телевизионного расследования или телевизионного наблюдения (я уже говорила об этом), или серия спецрепортажей. Если зритель подготовлен и, более того, "втянут" в тему, то ему будет все интересно: и основной доклад, и вопросы, и решения, которые будут приняты. Но надо быть уверенными, что проблема действительно так важна для вашей области или края, что надо бросить на нее особые творческие силы и уделить ей особое внимание. Более того, я советовала бы в этом случае творческим людям с телевидения участвовать в подготовке самого финального совещания - поставить несколько камер, выбрать хороший зал, позаботиться о микрофонах - это становится уже телевизионным событием и той самой акцией, о которой шла речь в предыдущей главе.

Например, лесные пожары. Страшная беда, которая в Хабаровском крае возникает из года в год. Вы знаете, что будет совещание с участием министра МЧС России и планируется выделить большие средства для борьбы со стихией. Если в течение двух-трех недель зрителей готовить к этому событию, то репортаж с такого совещания вполне можно показать в прямом эфире - это будет всем интересно, и понятно, и, естественно, затронет всех и каждого.