Дело в том, что часто именно синхроны затягивают сюжет, останавливают его развитие, в то время как закадровый текст воспринимается динамично и адекватно.

Как же быть? С одной стороны сюжета без синхрона не бывает, с другой - именно синхроны не позволяют сделать сюжет согласно тем правилам, о которых я говорила, и прежде всего интересным для всех. Где же выход? Он есть. Надо просто уметь грамотно брать интервью и не менее грамотно использовать синхроны внутри сюжета.

О правилах интервью речь пойдет позже, а сейчас скажу, в каких случаях можно и нужно ставить синхроны в сюжет так, чтобы сюжет не терял, а приобретал? Таких случаев два:
1. Информация носит сенсационный характер и взята, что называется, из первых рук. Я называю такой тип синхронов свидетельскими показаниями.
2. Синхроны носят ярко выраженный эмоциональный характер. Живые люди со страстью, радостью, гневом, страданием искренне выражают свои чувства на камеру. В этом случае сюжет обретает смысл, и часто запоминаются именно эти эмоции. Они становятся главным смыслом сюжета. Это - эмоциональный синхрон.
Чтобы было понятно, о чем речь, приведу примеры. Часто в последнее время приходится видеть на региональном телевидении сюжеты о проблемах ЖКХ. Как правило, после просмотра нескольких программ эти сюжеты сливаются в один большой сюжет, где жители эмоционально жалуются на отсутствие тепла, воды и прочее, а начальники сухо перечисляют объективные причины (отсутствие финансовых средств, изношенное оборудование и т.д.).

Казалось бы, принципы соблюдены: начальник выдает факты из первых рук, люди чуть ли не плачут перед камерой. Почему же сюжет оставляет зрителей равнодушными? Потому что с первых кадров зритель хорошо знает все, что последует дальше. Если вспомнить три основных принципа профессионально сделанного сюжета, то здесь имеются два из трех: касается всех и каждого и понятно. Нет третьего, так как не интересно. Все слишком предсказуемо и уже много раз повторялось.
Вы же помните, только три принципа вместе дают хороший результат. Как же добиться особых эмоций от людей и сенсаций от чиновников?

Вспоминается сюжет НТВ на ту же тему из Владивостока. Город замерзал. Все каналы соревновались в показе людей в валенках в своих квартирах. А корреспондент НТВ показал жизнь маленького ребенка - первоклашки, который делал уроки при керосиновой лампе, а потом ложился спать в ванной, где было самое теплое место в доме. Синхрон этого мальчика до сих пор (как я убедилась) помнят многие зрители.

Значит, принцип эмоциональности синхронов необходим, но не достаточен. В каждом отдельном случае надо уметь поймать на микрофон новые свежие, неожиданные эмоции, такие слова, которые еще никто не говорил.

Конечно, это тесно связано с поиском героев и историй, но в нашем деле все так тесно связано между собой, что трудно говорить о теории и разграничивать понятия. Однако это необходимо делать, хотя бы для того, чтобы журналисты, операторы и режиссеры смогли осознать: почему не получилось, если все делали вроде бы правильно?

Как записать эмоциональные, искренние и достоверные синхроны? Лучше всего использовать новый стиль, который имеет английское обозначение словом "лайф" (ему посвящена отдельная главка). Некоторые приемы поведения журналиста во время записи синхронов описаны в главе "Работа в кадре" (раздел "Интервью").