Синопсис 3.

Идея сюжета. Глухие и слабослышащие дети поют и танцуют.
Точки съемки:
1. Специнтернат. Актовый зал. Урок танца и музыки.
2. Кабинет учителя Татьяны крючковой.
Особые условия оператору:
1. Лайфы - дети поют и танцукют.
2 Побольше крупных планов.
3. Синхрон Татьяны Крючковой.
4. Синхрон учеников.
5. Микрофон, штатив, свет.

Теперь представьте себя в роли шеф-редактора службы новостей небольшого северного города. У вас только две съемочные группы. Одна едет по срочному заданию снимать официальную информацию. Вторая - вполне может поехать снимать тот самый интересный сюжет, который сделает выпуск ярким.

Какой из трех предложенных синопсисов вы бы выбрали? Как ни странно, надо уметь реагировать на уровне простых человеческих реакций: Любопытно или нет? Новое или нет? Наконец, удивились вы или нет?

Реакция удивления ("Надо же, а я и не знал!") - наверное, самая решающая в данном случае. Вы знали, что донорская кровь нужна, а доноры молодцы? Конечно, знали. Вы видели много сюжетов на эту тему. Вы знали, что глухие дети умеют танцевать? Наверняка что-то читали и видели на эту тему по федеральным каналам. А вот конкурс садово-огородных участков в краю вечной мерзлоты (если он проводится впервые) - это и есть та самая новость, которая уникальна и, значит, интересна всем, к тому же, это действительно новость, если конкурс проходит сегодня.

Станция переливания крови работает каждый день. Приехать к детям в специнтернат тоже можно в любое время. Конечно, все делают такие социальные вневременные сюжеты в новости, но тогда их надо обязательно "привязать" к сегодняшнему дню. Это называется - найти грамотный информационный повод. Есть День донора, День инвалида - чем не повод?

Или, например, вчера в роддоме закончилась кровь. Это уже ЧП и девушка Ира со своей студенческой группой вызовет особый интерес и особую благодарность у зрителей.

Это что касается выбора темы, идеи сюжета. Теперь о том, как написаны эти синопсисы. Написаны они, как вы заметили по-разному, в свободной форме. Кто-то из авторов сделал отдельную строчку для оператора, кто-то выделил, какие надо снимать синхроны. Это нормально, когда синопсис пишется так, как считает нужным автор. Но, к сожалению, все три предложенных варианта имеют серьезные недостатки. Прежде всего это касается формулировки идеи сюжета. Во вторую очередь - размытости всех предложений, отсутствия конкретной интересной информации. Где конкурс? Сколько участников? В какие дни он проходит? Кто может стать победителем? Интересен ли этот человек? Кто научил детей танцевать? Если это учительница Татьяна Крючкова такая уникальная, то какую роль: главную или вспомогательную она будет играть в этом сюжете?

Написание синопсиса (как вы помните) - это следующий шаг после сбора информации. Ни в одном из предложенных вариантов не чувствуется, что журналист постарался проделать эту работу и знает о событии что-то такое интересное, что ему просто немедленно надо выделить лучшего оператора. Запомните, синопсис - это тот червячок на конце крючка, на который должен клюнуть редактор. А редактор - рыбка сытая, к тому же сам знает, чего он хочет. Вы должны сделать рекламу своему сюжету уже на стадии написания синопсиса и произвести впечатление человека, который знает об этой проблеме или об этом событии гораздо больше рядового зрителя.

В качестве примера профессионального синопсиса хочу привести еще один, написанный журналисткой из Омска точно в тех же условиях и в той же группе, что и первые три.

Синопсис 4.
Идея сюжета. В Омске все больше владельцев современных мотоциклов. Увлечение охватило и мужчин, и женщин. Кто они и почему не ищут спокойной жизни?
Герои:
1. Бармалей (кликуха). В прошлом - женат, работал в банке, водил шестисотый, брился два раза в день. Сегодня живет с дочерью и собакой, имеет два мотоцикла, рекорд скорости 240 км/ч. Ключевая фраза: "Все мои проблемы начинаются, когда я останавливаюсь".
2. Милая Мила. Единственная девушка в тусовке. Мотоцикл Хонда. Фраза: "Я ненавижу девушек, которых предпочитают мои друзья - байкеры".
3. Ямаха-парень. Виталий. Обладатель самого дорогого мотоцикла в городе. Лидер тусовки. Выполняет каскадерские трюки. Фраза: "Пробок в городе столько, что скоро все пересядут на мотоциклы".
4. Этим ребятам противостоит Юрий Шарыпов - зам.начальника ГИБДД по Омской области. Двадцать лет на службе. Ключевая фраза: "С ними трудно бороться, даже если бы мы захотели. Они или дети больших начальников, или сами большие шишки".
Места съемок:
Полигон перед старым аэропортом (заезды)
Кинотеатр им. Маяковского. Сбор тусовки. Знамена. Каски. Девочки. Сигары. Пиво. Черные очки. Газования. Удивленные обыватели.
Дом Бармалея. Дочь. Собака. Спорт-байк. Говорит о бизнесе по телефону. Пьет зеленый чай (показать здоровый образ жизни).
Бармалей показывает гараж.
Святая святых омской тусовки. Здесь все мотоциклы, шины, одежда, фотографии с фестивалей.
Пост ГИБДД перед старым аэропортом. Работает караул. Начальник на фоне площади с заездами. Проверяет документы. Штраф за езду без шлема.
Мила на работе. Юбка. Кабинет. Компьютер. Показатель женственности - косметичка, фотография ребенка на столе.
Стендап. Мотоцикл. Шлем. Сказала и уехала в неизвестном направлении.
Особые условия:
1. Свет (вечер, темно на улице и в гараже)
2. Звук на петличку
3. Прописывать весь шум!

Надеюсь, вы сумели оценить знание автором материала, выбор ярких героев и актуальной темы. Все, что написано в этом синопсисе (хотя это уже скорее сценарный план) можно легко не только прочитать, но и увидеть.
Конечно, это заявка не на сюжет, а на спецрепортаж. Но мне важно было показать насколько интересно и заманчиво может выглядеть материал еще на бумаге задолго до съемок.

Шаг 4.Обговор предстоящих съемок на основе синопсиса с шеф-редактором и оператором. Как вы понимаете, без живого общения здесь не обойтись. Когда есть синопсис - есть что обсуждать. Вы можете получить отличные советы от редактора, если он профессионал, и от оператора, если сумеете его заинтересовать и втянуть в обсуждение (профессиональные операторы часто отличаются стремлением скрывать свое мнение и болтуны на этой работе всегда вызывают подозрение, хотя все люди разные).

Шаг 5. Съемки. Вот тут журналиста могут поджидать сложности, и все они связаны с необходимостью на ходу менять или корректировать тему. Герой, на которого вы рассчитывали, уехал или отказывается сниматься. Автобусы, которые закупил мэр, застряли где-то на подходе к городу, и снять это не возможно. Наконец, в многодетной семье, которую вам поручили снять накануне Дня семьи, оказался вдрызг пьяный папаша. Таких ситуаций не избежать, и каждый может привести их множество из собственной практики.
Профессиональный журналист должен уметь быстро ориентироваться и снова задавать себе вопрос: Что снимаем? О чем сюжет? Нельзя идти по ошибочному пути: снимаем все, потом разберемся. К сожалению, мне часто приходилось видеть это. Никакой монтаж не спасает сюжет, если в нем нет главной мысли, главной идеи. Если тема меняется кардинально и возникает новая, не менее важная, то надо обязательно связаться с редакцией, согласовав поворот событий, и, естественно, ввести в курс своего оператора. Разные темы требуют разного стиля съемки. Оператор точно должен знать: кто герой, и какова история. Это необходимо, чтобы найти верный ракурс, точные детали и зрительный образ сюжета.

Шаг 6. Приехали на студию и что делать дальше? Тут все всегда отвечают верно: отсматривать материал. Но, как я убедилась, разные журналисты подходят к этому процессу с разной долей ответственности и серьезности. Я советую всегда брать пример с корреспондентов федеральных каналов. Как скрупулезно расписывают они каждый кадр и каждое слово: по долям секунды, указывая в раскадровке вздохи, цоканье языком и подчеркивая все лучшие кадры, снятые оператором. На раскадровке журналист уже становится режиссером собственного материала, а также редактором. Надо уметь зажать в себе воспоминания о том, как это снималось и сосредоточиться только на том, что в результате мы имеем.
Бывают кадры, которые дались очень дорого: пришлось забираться на вышку под ветром и дождем ради общего плана сверху или валяться в ногах у какого-нибудь начальника, уговаривая дать короткое интервью. Теперь в монтажной вы видите, что общий план оказался в тумане, а начальник ничего вам не сказал, значит, эти кадры не должны войти в монтаж, хотя больно и обидно.

Шаг 7. А вот здесь два варианта: кто-то монтирует сначала картинку, затем пишет под нее текст. Большинство российских компаний и федеральных, и региональных, придерживается иного порядка действий: сначала написание текста, озвучка, затем монтаж. Иностранные тренеры буквально теряют сознание, когда слышат об этом. Действительно с точки зрения теории мы обязаны больше внимания уделять картинке и созданию образа на экране. Текст вторичен. Фраза: "класть картинки на текст" звучит ужасно и является образцом того, как нельзя работать.
Попробуйте смонтировать сюжет так, как это делают на ВВС. Сделайте сначала картинку (естественно под картинкой мы понимаем видео с интершумом плюс необходимые синхроны). Затем посмотрите сюжет, и тогда вы точно будете знать, какой текст надо написать. Уверяю вас, текста будет гораздо меньше и он будет точнее, чем в том случае, если сначала писать текст, а потом монтировать видео.
Почему все же существует много примеров, когда российская технология приводит к замечательному результату? Ответ простой: профессиональный журналист, как я говорила, уже во время раскадровки четко представляет себе каждый кадр и каждый звук своего материала.
Текст пишется уже под эти кадры и звуки, то есть текст не является основой сюжета, просто по технологии сначала происходит озвучка, а потом сюжет собирается полностью. Хороший режиссер монтажа обращается с записанным текстом достаточно свободно, делая паузы под живой звук, если это нужно, или убирая лишние фразы, когда на картинке итак все ясно.

Шаг 8. Согласование с шеф-редактором текста сюжета со всеми синхронами. Это надо делать перед монтажом вместе с ведущим программы. В подобной ситуации, насколько мне известно, на многих студиях возникают конфликты, так как дикторы любят "воровать" ключевые фразы сюжета для своих подводок. Хочу еще раз подчеркнуть: если команда не умеет работать на общий результат, то это - плохая команда и, соответственно, плохой результат.

Шаг 9. Монтаж и сдача сюжета. О монтаже уже говорилось выше. Интересно, что на ВВС монтажом занимаются не те люди, которые ездят на съемки. Считается, что взгляд со стороны профессионального редактора и режиссера монтажа более объективен и точен, однако на НТВ лучшие репортеры никогда не доверяют процесс монтажа своих сюжетов другим людям и всегда сидят рядом с монтажером, обсуждая каждый вариант. А иногда они просто сами монтируют собственный сюжет, как, например, Вадим Такменев, который приобрел навыки режиссера монтажа в те времена, когда работал собственным корреспондентом ТВС в Германии.