Технология работы над сюжетом

Попробую расписать процесс реальной работы над конкретным сюжетом.

Шаг 1. Выбор темы сюжета. Откуда берутся темы, я уже говорила в предыдущей главе. Бывает, что заказ поступает сверху от начальства и это тоже нормально. Итак, есть тема. Что дальше?

Шаг 2. Первичный сбор информации. Что это значит? Вы должны убедиться, что ваша тема актуальна, а сведения соответствуют действительности. Например, главный редактор сообщает вам, что в роддоме отключен свет и срочно посылает вас на съемку. Перед тем, как ехать, надо все же связаться с роддомом: а правда ли это? Часто бывает, что информация не ложная, но устаревшая: свет отключали на несколько минут и все давно в порядке.
Или такой пример. Мэр города закупил пятьдесят новых автобусов. Вам предлагают сделать "конструктивный" сюжет, однако в Интернете вы находите сообщение, что автобусы старые, давно списанные, а Германии заплатили за них "бешенные" деньги. Тема меняется на ходу и сюжет вместо "конструктивного" становится, как минимум, проблемным.

Шаг 3.Написание синопсиса сюжета. Если первые два шага - дело обычное, то этот шаг вызывает большое удивление у видавших виды журналистов. Что такое синопсис? Это краткое изложение содержания сюжета. Я всегда предлагаю журналистам писать синопсисы по принципу: три ответа на три вопроса:

  • О чем сюжет?
  • О чем история и кто (или что) герой сюжета?
  • Какие точки съемки?

Вы уже поняли мою особую любовь к триадам, но на самом деле список можно и продолжить. Например, внести особые условия съемки. Это очень удобно для оператора: он может приготовиться более серьезно и взять необходимые микрофоны и дополнительный свет, если в графе "Особые условия", например, будет написано, что важное событие происходит на молодежной дискотеке.

Зачем писать синопсис, если сотни прекрасных журналистов запросто обходятся без этого? Они быстро и грамотно объясняют шеф-редактору и оператору свою задачу и, не теряя времени, едут снимать. Отвращение к бумаге и даже к компьютеру перед съемками у всех репортеров огромное. К тому же - время не ждет. Но давайте будем откровенны сами с собой: часто мы, отправляясь на съемки, скорее ощущаем тему, чем точно знаем ее. Попытка сформулировать на бумаге одной фразой: "О чем сюжет?" - очень полезное дело прежде всего для вас самих. Я много раз слышала ответ на этот вопрос в течение полутора-двух минут. Вывод ясен - человек не знает, о чем он будет снимать сюжет.

Главный редактор "Афонтово" Сергей Ким давно ввел требование писать на бумаге одной фразой идею сюжета и затем "защищать" ее перед шеф-редактором. Я уверена, что высокое качество новостей "Афонтово" напрямую связано с этим правилом.