Градостроительство Росси при Александре1

вэкономическом отношении (благодаря торговым связям с Британскими островами) она переживала относительно благоприятный период. Вот почему пятилетие с 1802 по 1807 г. было периодом интенсивного строительства. В это время появляется целая плеяда новых планировочных проектов провинциальных городов, а в самой столице империи предпринимается строительство таких грандиозных сооружений, как Адмиралтейство, Биржа, Казанский собор и Смольный институт вместе с примыкавшими к ним набережными, парками и площадями.

Однако в 1807 г новый и очень тяжелый экономический кризис, а прямым последствием кризиса было резкое и повсеместное сокращение строительства. Строительные работы в Москве совершенно заглохли, а в Петербурге осуществлялись только ранее заложенные здания весьма медленным темпом и по сокращенным проектам (К числу неосуществленных проектов этого времени относится проект пристройки к Казанскому собору Воронихина второй полуциркульной колоннады. Этот проект, датированный 1810 г., предусматривал устройство вокруг собора трех взаимно связанных площадей).

Комиссия по восстановлению сгоревшей Москвы, в которой приняли участие Бове, Григорьев, Михайлов, Старов (сын), Жилярди и ряд других архитекторов, добилась блестящих результатов в осуществлении своей планировочной и строительной программы. Организовав заготовку камня, кирпича и строительного леса, широко применяя стандартные конструкции. а также типовые столярные и лепные детали, комиссия к началу 1818 г. уже закончила более 8,5 тыс. жилых домов, что превзошло число сгоревших построек на целую тысячу зданий. За первые четыре года через руки каждого из архитекторов, ведавших определенными районами города, прошло по меньшей мере 400-500 построек.

Наличие единого руководства и короткие строительные сроки дали возможность осуществить всю застройку Москвы в одном стиле. И если бы Бове, Григорьев, Жилярди и другие архитекторы московского классицизма не обладали подлинным искусством ансамбля, то город неизбежно превратился бы в однообразное скопление домов. Эти мастера умели разнообразить улицы, площади и кварталы посредством вновь возводимых общественных зданий, а также за счет включения зелени и уцелевших дворцов и церквей.

Мощным архитектурным аккордом прозвучал ансамбль Театральной площади, осуществленный в 20-х годах XIX в. На Красной площади, отвечая Сенатскому зданию своим мягко круглящимся куполом, выросли Торговые ряды; на месте заключенной в трубу р. Неглинки появился Александровский сад; за ним поднялись Университетская церковь, многоколонный Манеж, возрожденное после пожара университетское здание, и даже заставы столицы украсились обелисками, кордегардиями и прекрасными чугунными решетками.

Деятельность Росси в северной столице началась тотчас же после возвращения Александра I с Венского конгресса (1815 г.) и непрерывно продолжалась в течение 20 лет. Глубокое понимание проблемы ансамбля было характерным для русского зодчества всех стилистических направлений. Искусство ансамбля стояло на большой высоте и в XVIII столетии, но Росси сообщил ему настоящий градостроительный размах. Если сравнивать сооружения Росси с постройками Камерона, то в чистоте и совершенстве пропорций следует отдать предпочтение последнему. Старов, Воронихин и Захаров также превосходят Росси своими монументальными и мощными композициями. Но сила Росси заключалась в том, что он создавал большие ансамбли. Здание в творческом понимании Росси не принадлежало самому себе, а являлось средством обрамления площади или улицы. Таков Главный штаб, обрамляющий Дворцовую площадь и одновременно дающий торжественный выход Большой Морской улице в точке ее перелома; таков Александринский театр, замыкающий перспективу Театральной улицы и одновременно оформляющий площадь; таковы корпуса Сената и Синода, Михайловского дворца и многие другие общественные здания, построенные этим выдающимся мастером городского ансамбля.

?5. Градостроительство Росси при Николае1

Получив в молодости хорошее инженерное образование, Николай проявил изрядные знания в области строительной техники. Так, он сделал дельные предложения в отношении купола Троицкого собора в Петербурге. В дальнейшем, уже занимая высшую в государстве должность, он внимательно следил за порядком в градостроительстве и ни один значительный проект не утверждался без его подписи[63].

Им был установлен регламент высоты зданий в столице, запрещающий строить гражданские сооружения выше, чем карниз Зимнего дворца[64]. Тем самым была создана известная, и существовавшая до последнего времени Петербургская городская панорама, благодаря которой город считался одним из красивейших городов мира и входил в список городов, считающихся культурным наследием человечества.

Зная требования к выбору подходящего места для строительства астрономической обсерватории, Николай лично указал место для неё на вершине Пулковской горы[65].

В России появились первые железные дороги общероссийского маштаба, в том числе Николаевская железная дорога.

При маркизе де Траверсе русский флот из-за нехватки средств зачастую действовал в восточной части Финского залива, которая получила прозвище Маркизова лужа. Тогда морская оборона Петербурга опиралась на систему дерево-земляных укреплений возлеКронштадта, вооружённых устаревшими пушками с малой дальнобойностью, позволявшей противнику с дальних дистанций беспрепятственно их уничтожить. Уже в декабре 1827 года по указанию Императора были начаты работы по замене деревянных укреплений на каменные. Николай лично рассматривал проекты предлагаемых инженерами укреплений и утверждал их. А в некоторых случаях (например, при строительстве форта «Император Павел Первый»), делал конкретные предложения, позволяющие удешевить и ускорить строительство.