ЧТО МОЖЕТ СТАТЬ ОСНОВОЙ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ?
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОГРАММА?
Во-первых, программа — это документ, в котором должны быть отражены содержание и система работы детского и взрослого коллективов лагеря на определенный период.
Во-вторых, программа – результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение стратегических и тактических целей деятельности лагеря (или объединения), выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла[3].
Под педагогической программой понимается особый документ, определяющий цели, задачи, содержание и способы организации педагогической деятельности, а также ее предполагаемые результаты. Определение программы как документа подчеркивает ее регламентирующий характер, обеспечивающий правила и логику деятельности, объем содержания и принципы его реализации.
Педагогическая программа – структурированное описание педагогической идеи и шагов по ее реализации. В структуре педагогических документов программа занимает промежуточное место между концепцией деятельности и планом работы (как распределение конкретных действий во времени и в пространстве).
Любая программа представляет модель деятельности, и основанием для выделения видов программ является предмет программирования: образовательная, воспитательная, игровая (досуговая), комплексная.
Программы различаются по объему содержания (излагаются все направления или один вид деятельности); по временному периоду, на который рассчитана программа (долгосрочные, средне- и краткосрочные).
ЧТО МОЖЕТ СТАТЬ ОСНОВОЙ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ?
В основе создания программы могут лежать следующие принципиальные подходы:
– актуальность содержания деятельности (предусмотренной в программе) для развития педагогики детского лагеря и Центра;
– разработка и апробация различных способов личностного развития подростков, обогащения их опыта в условиях временных детских объединений;
– создание необходимых условий для проявления, реализации и развития самостоятельности участников программы;
– информационная и познавательная насыщенность деятельности;
– вариативность структурной организации временных детских коллективов, многообразие временных детских объединений;
– возможность разносторонней реализации интересов, притязаний, способностей и личного опыта участников программы;
– обеспеченность позиционного определения каждого подростка, выбора им форм, пространств и видов деятельности;
– учет материально-технического обеспечения лагеря.