Введение.

Образование и воспитание в XVII (XVIII) вв.

По воспоминаниям современников

Выполнила студентка 3 курса

Латышева О. Ю.

Руководитель: Юрчик Е. Э.

 

Москва

2013 г.

Содержание.

1. Введение …………………………………………… 3

2. Характеристика источника ………………………7

3. Образование …………………………………...........8

4. Воспитание …………………………………………16

5. Влияние окружения ……………………………….23

6. Внешние факторы …………………………………30

7. Заключение …………………………………………33

8. Список источников ………………………………. 37

9. Список литературы, использованной в работе…37

Введение.

 

Вопрос образования и воспитания является одним из наиболее существенных для понимания процессов, происходивших в обществе в эпоху Просвещения. Общие тенденции, возникшие в Европе этого времени заставляют подробнее обратиться к его рассмотрению в связи с тем, что одним из наиболее существенных изменений стало возникновение всеобщего стремления к образованию не только религиозному, но и светскому во всех слоях населения.

Генетическая связь между идеями и духовными исканиями в XVII и XVIII вв. столь же очевидна, как и ощущение глубокого разрыва между этими столетиями. Наступление эпохи Просвещения было связано с действительным распространением рационалистических воззрений в самых широких слоях общества. Вера постепенно уступала свои теоретические позиции научным концепциям, объяснявшим мир без обращения “к гипотезе о существовании Творца”.[1]

В то же время представляется весьма актуальным рассмотрение данного вопроса на основании автобиографии Иоганна Вольфганга Гёте, не только как величайшего представителя литературного мира своего времени, оказавшего колоссальное влияние на его развитие в дальнейшем, но и как человека, относящегося к среде высшего немецкого бюргерства. Наиболее образованной прослойки немецкого общества, уже обладающей на рассматриваемый нами период сформировавшимся комплексом морально-этических норм и имеющей полноценный доступ к образованию на всех уровнях в силу своего материального положения и необходимость в нем для соответствия своему социальному статусу.

Помимо этого, как неоднократно отмечает О. Дмитриева в статье «Воспоминания о детстве эпохи Просвещения», в «Поэзии и правде» во множестве встречаются черты характера, личные качества и устремления отдельной личности, характерные для большинства автобиографий в целом и, по-видимому сформированные на основании литературных и общественных идеалов эпохи. Следовательно представляется возможным на основании одной автобиографии составить примерное суждение о том, какими же были требования времени к представителям рассматриваемого слоя общества и какими были идеалы, к которым они стремились.

Иоганн Вольфганг Гёте подробнейшим образом описывает повседневную жизнь людей своего круга в свете различных событий, происходящих в это время в стране. Много внимания он уделяет и образованию, новая система которого формировалась на его глазах и с которой ему довелось непосредственно столкнуться.

Кто не страдал,

не может быть воспитанным.[2]

 

Эпиграф, выбранный автором для своей автобиографии говорит сам за себя. Можно предположить, сколь существенную роль сыграл в его жизни процесс и, собственно задачи, которые ставило общество при воспитании и образовании будущих граждан, прежде чем они вольются в его ряды.

Основные задачи данной работы – понять, в какой среде существует герой произведения, какие требования эта среда предъявляет к своим гражданам и какими средствами достигается соответствие собственно этим требованиям.

Одной из весьма существенных особенностей времени, на современный взгляд, не может не являться само отношение к детям в рассматриваемый период. Рождаемость была весьма высокой, в среднем замужняя женщина имела 5 детей, иногда больше. Но высокой была и детская смертность: из 1000 детей от 200 до 400 умирали в течение первого года жизни, и многие из оставшихся – в возрасте до 7 лет. Высокая детская смертность заставляла родителей не привязываться к детям раньше времени. Так, в семье Гёте, из всех детей выжили только Иоганн Вольфганг и его сестра. Во всех слоях общества при воспитании ребёнка активно использовалось так называемое «педагогическое запугивание», процветали телесные наказания. «Наши учителя нередко обращались с нами очень неласково и неуклюже, награждая нас ударами и пинками, к которым мы привыкли тем более, что всякое сопротивление, или борьба были нам строжайше воспрещены.»[3]

Так как бесплатного образования практически не существовало, для низших слоёв общества оно было мало доступно. И все же значительным было общее стремление к грамотности и к получению образования.

Понятие «воспитанный ребёнок» появилось в XVII в., а широкое распространение получило в XVIII в. Становилась популярной начальная школа, появилось разделение детей на классы. Но уровень преподавания в начальной школе был ещё невысок, вследствие чего представители обеспеченных слоёв общества предпочитали давать своим детям начальное образование дома, самостоятельно, или по рекомендациям подбирая им учителей. Насколько позволяет заключить источник, случалось что и родители, осознавая необходимость получения соответствующего их статусу образования, либо стремясь поддержать детей личным примером, присоединялись к таким занятиям.

В эпоху Просвещения весьма существенно возрастает роль собственно воспитания: «Стоявшая перед ним задача заключалась в формировании нового человека, который соответствовал бы самым оптимистичным и утопичным идеалам и достигал бы уровня совершенства, соответствующего конечной цели всякого общественного установления.»[4]

Помимо этого, на основании новых научных подходов происходит глобальная переоценка собственно подхода к понятию детства, которое ранее считалось просто неким кратковременным периодом, от которого следует возможно быстрее переходить к зрелости. Теперь же ребёнок становится объектом особой заботы, моральной и материальной, большую эмоциональность приобретают отношения родителей с детьми.

Аргументируя необходимость отказа от прежней системы образования, Даламбер беспощадно клеймил опору и символ прежней системы - религиозные колледжи: «Молодой человек проводит в колледже десять самых драгоценных лет своей жизни, но даже если он не тратил время зря, он выходит оттуда с весьма несовершенным знанием какого-нибудь мёртвого языка, напичканный риторическими наставлениями и философскими принципами, которые надо постараться забыть.»[5]

Можно утверждать что основными просветительскими педагогическими концепциями стали следующие:

- школа впервые становится инструментом реализации морального единства нации;

- государству впервые отводится основная роль в формировании этой важнейшей сферы общественной жизни;

- на школу возлагается обязанность нести основные принципы морали, основанные на естественном праве и единые для каждого человека;

- в школе должны прививаться уважение к законам государства и осознание необходимости повиновения им;

- в школе должны даваться определённые навыки, в которых в настоящий момент нуждается общество;

 

 

Характеристика источника:

И. В. Гёте. Поэзия и правда. Из моей жизни.

Автобиография, созданная в период с 1811 по 1831 гг. Изложение событий, приведённое в ней, оканчивается 1775 годом. Название: «творческой фантазией он дополнил и связал между собою отдельные факты своей биографии, придав рассказам и событиям характер внутренней необходимости. «Назначение этой книги – говорит сам Гёте, - заполнить пробелы в жизни автора, придать законченность иным художественным фрагментам и сохранить для потомства воспоминания о многих затерянных литературных планах.»[6]

В «Поэзии и правде» Гёте рассказывает о своём детстве, университетских годах и истории своих первых крупных литературных работ. В «Поэзии и правде», автор подробно останавливается на философских взглядах своих современников, в несколько меньшей степени повествуя о своих собственных. «Одна из главных задач моей автобиографии – говорит он – это показать связь человека с той исторической обстановкой, среди которой он живёт, обнаружить силы, которые враждебны, или благоприятны ему, проследить, как постепенно складывается миросозерцание и как художник, поэт или писатель отражает последнее».[7]

Подробнейшим образом останавливается автор на крупных исторических событиях, происходивших в описываемое им время и на том, каким образом события эти накладывали отпечаток на его собственную жизнь, жизнь его семьи, и даже, во многом на примере родного Франкфурта, на жизнь страны в целом. К сожалению в данной работе мы не имеем возможности подробнее остановиться на всех аспектах интереснейшего во всех смыслах источника и рассмотрим происходящие события лишь в контексте их воздействия на претерпевавшую определённые изменения систему образования и воспитания детей в высших слоях германского бюргерства.

В Поэзии и правде Гёте описывает годы своего детства, время, проведённое в Лейпциге и Страсбурге, где он получал университетское образование и несколько лет своей жизни во Франкфурте после окончания университета.