Занятие 20.

Тема: Сущность процесса обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, движущие силы и функции процесса обучения.

2. Учение как особый вид познания. Общее и различие процессов познания и учения.

3. Этапы процесса обучения. Задачи учителя на каждом из этапов.

4. Процесс обучения как система.

Литература:

1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 66-67, 265-269.

2. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. 1994, № 5.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001 С.20-30.

4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002

5. Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения. Пособие для сдачи экзамена. М., 2006.

Задание к занятию:

Составьте план-конспект урока по своему предмету на избранную тему. В плане отразите все этапы процесса обучения; укажите, как вы подготовите учащегося к восприятию, как обеспечите восприятие, запоминание, применение на практике усвоенного и контроль.

Занятие 21.

Тема: Закономерности и принципы обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность закономерностей и принципов обучения, соотношение принципов с закономерностями и правилами обучения.

2. Характеристика принципов обучения.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов обучения.

Литература:

1.Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989. С. 103-114.

2.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. С.35-50.

3.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М. 1987.

Занятие 22-23.

Тема: Методы и средства обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность метода и приема обучения.

2. История развития методов обучения.

3. Многомерные классификации методов обучения.

4. Оптимальный выбор учителем системы методов в учебном процессе.

5. Средства обучения и их классификация.

Литература:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. С.68-74.

2.Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

3.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

Задание к занятию:

Допишите в своем плане-конспекте урока методы обучения, которые вы предполагаете использовать. Докажите, что они представляют собой оптимальную систему для предполагаемых условий.

Занятие 24-25.

Тема: Формы обучения. Современные модели организации обучения.

Вопросы для обсуждения

1. Из истории развития форм организации обучения.

2. Классно-урочная система обучения. Ее достоинства и недостатки.

3. Типология и структура урока. Нестандартные уроки.

4. Стратегия современного урока.

5. Внеурочные формы обучения.

Литература:

1. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988.

2. Татарченкова С.С. Урок на педагогический феномен. СПб., 2005.

3. Булатова О.С. Искусство современного урока. М., 2006.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. М.,2001.

5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. М.,2001.

6. Востокова Е.В. Формы обучения: категория дидактики и предметных методик// Педагогика, 2002, №4.С.33.

7. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя/ А.П. Ершова, В.М. Букатов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-344с.

 

Задание к занятию:

1. Разработайте 2-3 варианта уроков на одну тему. Обоснуйте правильность выбора формы для предполагаемых условий. Подготовьтесь выступить в роли учителя на семинарском занятии. Оценивать ваш план и характер исполнения будут студенты, играющие роли учеников и методистов.

2. Разработайте план нестандартного урока или внеурочного мероприятия, связав учебный предмет по своей специальности с культурой.