Занятие 16- 17.
Тема: Понятие о воспитательных системах.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о воспитательной системе школы.
2. Функции и структура воспитательной системы школы.
3. Типы воспитательных систем школы, их характеристика.
4. Развитие воспитательной системы.
5. Авторские воспитательные системы.
Литература:
1. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. С. 169-170.
2. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006.- С.505-509.
3. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И.А. Колесникова и др.; Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой.-М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- С.247-262.
4. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений./ Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М: Академия, 2004.- С.19-41.
5. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1992.
6.Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции. // Советская педагогика. 1991, №11. С. 61-64.
7. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы школы.// Классный руководитель.- 1998, № 1.- С.10-18.
8. Федорова Л.И. Организация педагогического процесса в воспитательной системе школы. - Смоленск, 1999.
Задание к занятию:
1. Проанализировать одну из авторских воспитательных систем школы по следующему плану:
· Идея (или комплекс идей), согласно которой организуется жизнь учащихся в школе и ее научное обоснование.
· Приоритетные (системообразующие) виды деятельности
· Модель учебного процесса.
· Особенности воспитательной работы.
· Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем.
· Связи школы с окружающей средой (дошкольными, культурно-просветительскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования, трудовыми коллективами, предприятиями и т.д.)
· Результативность данной авторской школы, перспективы широкого внедрения опыта.
2. Разработать структуру воспитательной системы «своей» школы. На занятии оценить структуру: разделить группу на экспертов-родителей и 2-3 группы авторов-педагогов. Более высокую оценку заслуживает та группа «педагогов», которую выберет большее число «родителей» для «своих» детей.
3. Проведите в группе деловую игру на тему: «Создание авторской школы, основной целью которой будет изучение и сохранение культуры».
2-й семестр
Занятие 18-19.
Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.