Тема: Образование как общественное явление и педагогический процесс. Целостность учебно-воспитательного процесса.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность педагогического процесса, его структурные компоненты и их взаимосвязь.
2. Функции педагогического процесса.
3. Динамика педагогического процесса.
4. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Литература:
1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. //Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. М., 1989. С. 163-231.
3. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
Задание к занятию:
Подберите в художественной литературе / или в книгах А.Е.Кондратенкова «Труд и талант учителя», «Педагогика в картинках реальной жизни» и др. / примеры, характеризующие реализацию функций и закономерностей педагогического процесса в работе с различными возрастными категориями школьников.
Занятие 8-9.
Тема: Сущность воспитания. Базовые теории воспитания и развития личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие воспитания. Соотношение понятий "воспитание", "обучение", образование", "формирование личности".
2. Характерные особенности, движущие силы и логика воспитательного процесса.
3. Содержание воспитания.
4. Понятие самовоспитания. Организация самовоспитания школьников.
5. Критерии воспитанности личности. Диагностика воспитанности школьников.
Литература:
1. Бояренцева Л.В. Как «измерить» воспитание? // Школьные технологии.
2001, №2.
2. Кобзарь Б.С. Обучение студентов диагностике воспитательной работы.// Педагогика. 1993, № 1
3. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1986.
4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
5. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное для студ. вузов по спец. «Педагогика и психология»/ И.Н. Емельянова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
Задание к занятию:
1. Мысленно оцените в баллах развитость у себя чуткости, активности, скромности, образованности, благородства. Составьте план самовоспитания. Представьте, что вам нужно дать совет подростку о самовоспитании. Как вы это сделаете?
2. Подготовьте сообщение с компьютерной презентацией о культуре в соответствии со своей специальностью для какой-либо возрастной группы школьников.
Занятие 10-11.