Из постановления Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) «О новом снижении государственных розничных цен на продовольственные товары» (31 марта 1952 г.)

1. Снизить с 1 апреля 1952 г. государственные розничные цены на продовольственные товары в следующих размерах: хлеб ржаной – на 12%, … говядина, баранина, свинина, колбаса … и другие мясопродукты – на 15%, масло сливочное – на 15%, молоко… - на 10%, сыры – на 20%, яйца – на 15%, сахар-песок… - на 10%, чай натуральный – на 20%, кофе натуральный и какао – на 15%. Яблоки, груши, виноград – на 20%.

2. Снизить соответственно цены в ресторанах, столовых и других предприятиях общественного питания.

3. Снизить с 1 апреля 1952 г. розничные цены на книги, включая учебники, в среднем на 18%.

2. Из откликов в СССР и за рубежом на снижение цен в 1952 г.

Не так давно, в период войны, мы думали только о том, как достать картошку, а сейчас об этом уже не думаем, а свободно и дешево покупаем масло, колбасу и другие продукты питания. Быстро улучшается наша жизнь (Прусов Н.В., слесарь-сборщик завода № 23 Министерства авиационной промышленности).

Оно, конечно, подешевление заметное, если считать, по процентам – 15 или 20% . Но если учесть, что оно затронуло только часть продуктов, а промтовары совсем не подешевели, то это очень мало. К тому же повторится ловкий прием в магазинах – более дешевые сорта, которые после подешевления должны бы стать еще дешевле, совсем исчезнут, а более дорогие, подешевев, станут дороже, чем раньше были дешевые. Одним словом, государство никакого убытка не терпит, как об этом пишут газеты (Ильичев М.А., ведущий инженер отдела ОКБ-670 Министерства авиационной промышленности).

Наше правительство наверняка не дало бы снижения цен, если бы не экономическое совещание, на котором присутствуют иностранцы. Все это делается только для того, чтобы доказать, что у нас «рай земной». (Вейберг К.М., главный механик треста «Союзстеклосырье» Министерства промышленности строительных материалов СССР).

Не могу понять, каким образом колхозники получают выгоду, если сельскохозяйственные продукты, которые они получают на трудодни или с приусадебного участка, они должны продавать на рынке дешевле на 15-20%, а на вырученные деньги приобретать товары ширпотреба, цены на которые остались прежними. (Игнар Стефан, профессор высшей школы сельского хозяйства в Варшаве).

*. Проанализируйте документы 1 и 2. Сравните положение в городе и деревне на рубеже 1940-1950-х гг. Подумайте, что позволило провести очередное (пятое по счету) снижение цен в апреле 1952 г.? В какой мере данная акция правительства носила экономический характер? Политический характер?

Вопросы для обсуждения в группе:

С чем связывал свои надежды советский народ, вышедший из войны победителем? Оправдались ли эти надежды? Почему регулярно снижались розничные цены на продовольственные и промышленные товары широкого потребления в послевоенные годы? Как это оценивало население? В чем вы видите причины и основное содержание денежной реформы 1947 г.? Чем объясняется низкий качественный уровень жизни населения СССР после войны?

Обсуждение вопросов:

  План обсуждения вопросов семинарского занятия Деятельность преподавателя: уточняющие вопросы, дополнительные задания, выводы-обобщения, «связки» и переходы Деятельность учащихся:сообщения, фронтальные групповые и индивидуальные работы, и т.п.
1. Альтернативы послевоенного экономического развития. Четвертая пятилетка (1946 – 1950 гг.) - Уточните приоритеты 4-го пятилетнего плана. - Сравните послевоенное развитие СССР с периодом первых пятилеток. Что общего в экономической политике? Насколько обоснованным было возвращение И.В. Сталина к довоенным методам руководства? Сообщение 1-ой группы. Опора на источники, наглядный материал. Комментирование схемы: «Альтернативные варианты послевоенного развития». Вопросы от групп, дополнения.
2. Развитие промышленности: направления, факторы, источники, результаты. * фактор – необходимое условие - ресурсный потенциал - командное управление экономикой - Что было главным источником в успешном развитии промышленности? - Объясните: дефицитная экономика, диспропорции, конверсия. - Грандиозные успехи в развитии промышленности были оплачены высокой ценой – упадок в с/х и низкий жизненный уровень населения. Но эти успехи вселили уверенность в руководство партии, что отражено и в 5-ой пятилетке. (учитель заостряет внимание на основных задачах 5-ой пятилетки, провале в развитии с/х). Сообщение 2-ой группы. Анализ статистического материала, диаграммы. Комментирование схем: «Направления и источники послевоенного развития промышленности». «Крупнейшие стройки 4-ой пятилетки». Вопросы от групп, дополнения.
3. Развитие с/х: мероприятия, проблемы, результаты Учитель акцентирует внимание на разные точки зрения на причины катастрофического положения в с/х: политика советского руководства (коллективизация) или засуха, послевоенная разруха? (организация мини-дискуссии). - Социальные последствия проводимой политики для деревни: а) репрессии (Закон о пяти колосках); б) рост преступности в) теневой рынок продовольствия г) миграция населения из села. В заключение следует остановиться на комментировании основных положений работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», не только подводившей итоги экономических дискуссий, но и провозглашавшей курс на полное огосударствление советской экономики. Сообщение 3-ей группы. Опора на дополнительный материал. Комментирование схемы: «Причины провала государственной политики в с/х». Вопросы от групп. Индивидуально: участие в мини-дискуссии.   Индивидуально работа с документом, анализ основных положений работы Сталина (1952 г.)
4. Военная промышленность: атомный проект Учитель акцентирует внимание на причины интенсивного развития военной промышленности; в дальнейшем ВПК – сфера наукоёмких технологий. Сообщение 4-ой группы. Привлечение дополнительного материала. Вопросы от групп.
5. Социальная сфера: уровень жизни населения. - Экономический или политический характер носила реформа 1947 г. и ценовая политика государства в к. 1940-х – 1952 гг.? - Чем бы вы объяснили низкий качественный уровень жизни населения? Сообщение 5-ой группы. Результаты сравнительного анализа источников. Комментирование схемы: «Социальная политика государства». Вопросы от групп.
Подведение итогов семинарского занятия.
  • Какую цену заплатил советский народ за восстановление прежней мощи государства?
  • Почему уже к середине 50-х годов выяснилось, что прежняя модель управления экономикой не позволяет достичь уровня развитых капиталистических стран?
- Дополните фактами и положениями итоговую схему.
Экспресс - ответы от групп по цепочке (условие не повторять сказанное, а дополнять) Учащиеся сопоставляют свой развёрнутый план с образцом (на слайде).     Закрепление основных итогов семинара, дополнение схемы (фронтально).

 

Примерный вариант развёрнутого плана по теме урока:

  1. Альтернативы послевоенного экономического развития. Победа сталинского варианта.
  2. Четвёртая пятилетка: «восстановить и превзойти»!
  3. Развитие промышленности: а) конверсия 1946 г. б) восстановление и развитие тяжёлой промышленности в) отставание лёгкой промышленности г) репарации из восточной Германии д) плановые показатели перевыполнены.
  4. Развитие с/х: а) засуха и голод 1946 - 1947 гг. б) экспорт зерна в страны соц.лагеря в) провал пятилетнего плана в области с\х г) причины: экстенсивные методы и колхозная система.
  5. Развитие военной промышленности: а) причина – начало «холодной войны» б) атомный проект в) ракетостроение
  6. Уровень жизни населения: а) жилищный вопрос б) реформа 1947 г. в) госзаймы
  7. Внутренние источники экономического развития: а) массовый энтузиазм рабочих и колхозников б) ужесточение трудовой дисциплины в) труд заключенных и военнопленных г) «оргнабор рабочей силы» из села
  8. Провал пятой пятилетки. Неэффективность централизованного управления экономикой.

 

Примерный вариант итоговой схемы по теме урока: