Эмпедокл
Суда, под словом "Эмпедокл": <…> [Эмпедокл] …натурфилософ и эпический поэт… Жил в 79-ю олимпиаду [464 – 460 гг. до н. э.; из Хроники]. С золотым венцом на голове, бронзовыми амиклами на ногах и Дельфийской гирляндой в руках он ходил по городам, желая снискать о себе славу как о боге. А когда состарился, бросился ночью в огнедышащий кратер, так что могила его была неизвестна. Так он погиб, а сандалию его выбросило огнем. <…>.
Симпликий. Комм. к "Физике", с. 158, 1–159, 4 и др.:
Двоякое скажу: то Одно вырастает, чтобы быть единственным
Из многого; то снова распадается, чтобы быть многим из Одного.
Двояко рождение смертных [вещей], двояка гибель:
Одно из них порождает и губит схождение всех [корней];
5 Другое разлетается, разодранное, когда они вновь разделяются,
И они [= элементы] никогда не прекращают непрерывного чередования:
То действием Любви все они сходятся в Одно,
То под действием лютой Ненависти несутся каждый врозь.
И поскольку они каждый раз заново образуют множество после разделения
Одного,
10 Постольку они рождаются и век у них непостоянный,
А поскольку они никогда не прекращают непрерывного чередования,
Постольку они существуют вечно, неподвижные в круге. <…>
15 Двоякое скажу: то Одно вырастает, чтобы быть единственным,
Из многого, то снова распадается, чтобы быть многим из Одного,
Огнем, Водой, Землей и несметной высью Эфира <…>.
Мнения философов, I, 30, 1…: Эмпедокл отрицает рождение… чего бы то ни было и признает лишь смешение и разделение элементов. В первой книге “О природе” он пишет так <…>:
Еще скажу тебе: изо всех смертных вещей ни у одной нет ни рожденья…,
Ни какой бы то ни было кончины от проклятой смерти,
А есть лишь смешение и разделение смешанных [элементов],
Люди же называют это “рождением”.
Симпликий. Комм. "О небе", с. 293, 18: Другие утверждают, что один и тот же космос попеременно возникает и уничтожается и, вновь возникнув, вновь уничтожается и что такое чередование вечно. Так Эмпедокл полагает поочередное господство Любви и Распри: первая собирает все вещи в Одно и уничтожает космос Распри и творит из него Сфайрос [бескачественный шар], а Распря снова разделяет элементы и творит этот космос.
Мнения философов (Псевдо-Плутарх), I, 3, 20 ("О началах, чтó они есть"): Эмпедокл, сын Метона, акрагантец, полагает четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю – и две силы в качестве движущих причин: Любовь и Распрю, первая из которых соединяет, а вторая разделяет. <…>
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989. С. 335, 344, 346, 353, 356.