Дидактические задачи Методов обучения
1. Сообщение и разъяснение учебного материала с целью его восприятия и запоминания | — устное изложение — показ — самостоятельная работа |
2. Закрепление полученных знании | — обсуждение изучаемого материала — самостоятельная работа |
З. Закрепление навыков и умений | — показ — упражнения (игры) — самостоятельная работа |
4. Применение знаний, навыков и умений на практике | - практические работы — самостоятельная работа |
Выбор методов обучения
Мастер волен выбрать любой метод, любой подход к осуществлению процесса обучения. Главным критерием при этом является цель,которую он ставит, четкое знание, какие образовательные, воспитательные и развивающие функции и возможности может выполнить тот или иной метод.
Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения, — их разнообразие.Однако разнообразие — не самоцель. Различные методы обучения требуют включения в процесс усвоения знаний и умений различных органов чувств: слуха, зрения, осязания, мускульных ощущений и др. По-разному влияют разные методы и методические приемы на развитие памяти, учебного интереса, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, использованию знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях. Все это определяет необходимость комплексного, системного подхода к оптимальному выбору методов обучения.
При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, 1) не способствуют активизации учащихся,(побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности)
2)не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала.
Эти требования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на занятиях, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе.
При выборе методов обучения необходимо: 1) соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся.Вместе с тем учет возможностей учебной группы не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать эти возможности.
2) необходимо всегда соотносить со своими возможностямипо их использованию, опираясь, естественно, на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.
Основные требования к методам обучения, атакже пути их совершенствованияна современном этапе развития образовательного процесса:
• соответствие современным задачам и содержанию образовательного процесса;
• обеспечение достоверного и доступного раскрытия содержания образования;
• обеспечение единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций, а также личностной ориентации учебного процесса;
• реализация задач повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся;
• обеспечение задач повышения связи теории и практики, задач трудового и экономического воспитания обучающихся;
• обеспечение рационального использования в учебном процессе современных организационных форм и дидактических средств обучения.