Асимметричность информации.Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.

Под асимметричной информацией понимается такая ситуация, в кото­рой часть участников сделки владеет исчерпывающей и точной информацией, в то время как другие участники не владеют ею.

При ближайшем рассмотрении проблемы можно заметить, что подобное положение вещей встречается достаточно часто:

· продавцы товаров и услуг знают об их качестве лучше, нежели покупатели;
· работники знают о своих способностях и уровне образования больше, чем пред­приниматели;

 

· менеджеры знают свои возможности в сфере управления гораздо полнее, чем собственники фирм.

Анализ ситуаций с ассиметричной информацией позволит уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции различные гарантии и услуги или почему держатели акций компаний должны внимательно следить за поведением управляющих и т. д. Сущность асимметричной информации как раз и заключается в том, что продавцы и покупатели не всегда имеют свободный доступ к исчерпы­вающей и точной информации для того, чтобы принять наиболее эф­фективное решение, в результате чего рынки терпят несостоятельность.

Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: это и рынок товаров и услуг, и рынок страхования, и рынок кредитов и рынок труда.

Роль асимметричной информации в определении качества продук­тов и влиянии на рыночное ценообразование впервые установил американский экономист, лауреат Нобелев­ской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. амери­канского экономиста Уильяма Спенсера Викри и англий­ского экономиста Джеймса Миррлиса «Рынок подержанных автомобилей». В этой статье автор доказывал, что дефицит информации о качестве продаваемо­го товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобрете­ния блага, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Статья Дж. Акерлофа вызвала большой интерес, поскольку он впервые при­шел к выводу о том, что продавец подержанного автомобиля извлека­ет прибыль за счет того, что обладает полной информацией о качестве своего автомобиля, тогда как покупатель может иметь лишь урезан­ную информацию. Это так называемый неблагоприятный отбор, зна­чительно понижающий эффективность функционирования рыночной экономики.

Рассмотрим конкретный пример. Представьте себе, что вы приобрели новый автомобиль за 10 000 долл., проеха­ли на нем 1 000 километров, а затем вдруг поняли, что на самом деле вы совершили ошибку и он вам не нужен. С автомобилем ничего не случилось, он в прекрасном техническом состоянии, он работал прекрасно и оправдал все ваши ожидания. Вы просто пожалели о том, что ради него отказались от покупки иных прекрасных вещей. Итак, вы решаете продать этот автомобиль. Какую выручку вы могли бы получить за него? Возможно, не больше 8000 долл., даже если это автомобиль новой марки, имеет лишь 1 000 километров пробега и гарантию, переходя­щую другому владельцу. Если бы вы были покупателем, вы, вероятно, не дали бы за него более 8000 долл.

Почему же сам факт продажи автомобиля из вторых рук так значительно снижает его ценность? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте о своих собственных сомнениях в роли потенциального покупателя. Почему, уди­витесь вы, этот автомобиль продается? Действительно ли его владелец изменил свои намерения, как было сказано, или же с автомобилем что-то не так? Не ис­ключено, что этот автомобиль может оказаться с дефектом.

Подержанные автомобили продаются значительно дешевле, чем новые, по­тому что информация об их качестве асимметрична: продавец такого автомо­биля знает о нем гораздо больше, чем потенциальный покупатель. Покупатель может нанять механика, чтобы проверить автомобиль, однако продавец, имев­ший опыт его использования, все равно будет знать больше. Кроме того, сам факт продажи этого автомобиля подтверждает, что он на самом деле может быть «лимоном» (так называются товары со скрытыми дефектами), иначе зачем продавать надежную машину? Поэтому потенциальный покупатель подержанного автомобиля всегда имеет подозрения насчет его качества, и не без оснований.

Рассмотрим случай графически. Пусть имеются два типа подержанных машин: высокого и низ­кого качества. Предположим также, что как продавцы, так и покупатели могут определить тип автомобиля.На рис. 12.3, а SH – этокривая предложения высоко­качественных машин, а DH – это кривая спроса на них. Аналогично, SL и DL – это кривые предложения и спроса для низкокачественных автомоби­лей. Заметим, что SHлежит выше, чем SL, поскольку собственники высокока­чественных автомобилей расстаются с ними менее охотно и должны получить при этом более высокую цену. Аналогично, DH расположена выше DL, так как покупатели готовы заплатить больше за хорошее качество. Как видно из рисун­ка, рыночная цена высококачественных машин установилась на уровне 10 000 долл., низкокачествен­ных – 5000 долл, и при этом продаются 50 000 экземпляров каждого типа.

В действительности продавец подержанного автомобиля знает намного больше о его качестве, чем покупатель. Посмотрим, что происходит, если про­давцы хорошо осведомлены о качестве машин, а покупатели вообще ничего не знают о нем (последние знакомятся с качеством машин лишь после их покупки и определенного пробега). Вначале покупатели могли полагать, что шансы купить машину хорошего качества равны 50%. (Основанием для этого является то, что когда продавцы и покупатели знали о качестве, то продавалось по 50 000 шт. каждого типа.). Таким образом, совершая покупку, они считают все автомобили имеющими среднее качество. Спрос на автомобили среднего качества, обозначен­ный как DMна рис. 12.3, ниже DH, но выше DL. Как видно из рисунка, теперь будет продано меньше высококачественных автомобилей (25 000) и больше низкокачественных (75 000).

Как только потребители начинают понимать, что большая часть проданных машин (около 3/4 общего числа) низкого качества, их спрос сдвигается. Как показано на рис. 12.3, новой кривой спроса может быть DLM, которая отра­жает снижение качества автомобилей ниже среднего уровня. Кривая спроса передвигается влево, перемещая всю совокупность хороших и второсортных машин в сторону низкого качества. Это перемещение продолжается до тех пор, пока на рынке не останутся только низкокачественные автомобили. При этом рыночная цена окажется слишком низкой, чтобы осуществлялась продажа высококачественных машин, так что потребители правильно полагают, что любой покупаемый ими автомобиль имеет низкое качество, и кривая спроса совпадает с DL.

Ситуация, представленная на рис. 12.3, является экстремальной. Рынок мо­жет прийти к равновесию и при цене, обеспечивающей реализацию какой-то части высококачественных автомобилей. Но эта часть будет заведомо меньше, чем в том случае, когда потребителям известно качество автомобилей в момент покупки. Таким образом, из-за асимметричности информации низкокачествен­ные товары вытесняют с рынка высококачественные.

Достаточно широкая распространенность информационной асимметрии не позволяет рассматривать эту проблему как локальную. Приобретая благо, качество которого невозможно проверить сразу, потребитель попадает на один из рынков «лимонов»: в качестве примеров можно рассмотреть практику страхования или кредитования, а также использование репутации и стандартизации.

Люди, покупающие страховку, знают намного лучше о своем общем со­стоянии здоровья, чем любая страховая компания, даже если последняя настаи­вает на медицинском освидетельствовании. В результате возникает неблаго­приятный отбор, причем даже в большей мере, чем в случае с подержанными автомобилями. Поскольку вероятнее всего, что именно нездоровые люди же­лают страховаться, их доля в общем количестве страхующихся возрастает. Это повышает цену страховки, так что более здоровые люди, взвешивая свой риск, предпочитают не страховаться. Тем самым доля нездоровых еще больше увели­чивается, что опять повышает цену, и т. д. до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц; как следствие, страховая деятельность становится невыгодной. Несовершенство рынка подобного типа создает возможности для активных действий государства. Что касается страхования здоровья, возникает серьезный аргумент в пользу государственного медицинского обслуживания или связан­ного с ним государственного страхования.

На кредитном рынке асимметричность информации проявляется следующим образом. Используя кредитную карточку, многие из нас занимают деньги без какого-либо обеспечения. Компании, выпускающие эти карточ­ки, получают доход, начисляя проценты на долг заемщика. Но как может такая компания или банк отличить высококачественных заемщиков (возвращаю­щих долги) от низкокачественных (не возвращающих)? Очевидно, должники лучше, чем компания, знают, будут ли они возвращать долг или нет. Снова возникает проблема неблагоприятного отбора. Компании и банки должны назначать одинаковый процент для всехзаемщиков, что привлекает больше низкокачественную их категорию. В свою очередь, это приводит к повышению ставки процента, что опять-таки увеличивает долю данной группы, снова повышается процент и т. д. В действительности компании, выпускающие кредитные карточки, и банки могутв какой-то мере использовать хранящиеся в компьютере ретроспектив­ные данные о кредитах, которыми они делятся друг с другом, чтобы научиться отличать низкокачественных заемщиков от высококачественных.

Асимметричность информации присутствует также на многих других рынках. Это и розничные магазины(устранит ли такой магазин дефект товара или вам разрешат его вернуть, магазин лучше вас знает свою линию поведения); торговцы редкими марками, монетами, кни­гами и картинами(подлинные или фальшивые эти предметы, торговец знает гораздо больше вас об их подлинности); рестораны(часто ли вы заходите там на кухню, чтобы проверить свежесть используемых продуктов и соблюдение гигиенических норм). Во всех этих случаях продавец знает намного больше о качестве товара, чем покупатель. И пока продавцы не смогут предоставить информацию о качестве покупателям, низкокачественные товары и услуги будут вытеснять высококаче­ственные и рынок будет несостоятельным. Поэтому продавцы последних весьма заинтересованы в том, чтобы убедить потребителей, что их качество на самом деле высоко. В приведенных выше примерах это достигается в основном за счет репутации. Вы делаете покупки именно в этом магазине, потому что он известен хорошим обслуживанием клиентов; вы идете именно в этот ресторан, так как он славится свежестью используемых продуктов и еще никто из ваших знакомых не заболел после его посещения.

Рынок представляет собой в некотором смысле саморегулирующуюся систему, а потому для устранения асимметричности информации действует система определенных сигналов. Рыночные сигналы представляютмеханизм, позволяющий продавцам и поку­пателям элиминировать или ослабить информационную асимметрию, т.е. это механизм, который помогает информированной стороне передать о себе информацию неинформированной стороне. Проблемы асимметричной информации могут быть решены в том случае, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со сто­роны продавцов этих благ.

Концепция рыночных сигналов была разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. Майклом Спенсом, который установил, что на неко­торых рынках продавцы подают сигналы покупателям продуктов. Способом передачи информации является цена, которая дает информа­цию об альтернативной стоимости продукта, позволяя принимать пра­вильное деловое решение.

Предположим, что фирме требуется два дополнительных работни­ка. Оба потенциальных работника лучше знают о своих способностях к данному виду труда, чем фирма. Какой же из них будет лучше? Фирма может узнать это только после того, как каждый из них поработает некоторый период времени. В этой ситуации было бы очевидным, что фирме следует вначале нанять работников, а когда станет ясно, кто работает малопроизводительно, того уволить.

Однако такой вариант невозможен по двум причинам.

Во-первых, уволить работника мож­но лишь после того, как он проработал определенное время, причем фирма должна будет обосновать увольнение и выплатить выходное пособие.

Во-вторых, некоторые специальности требуют обучения, что вызыва­ет дополнительные капитальные вложения. Как следствие, увольнение работника будет сопряжено с большими издержками. В этой ситуации фирме следует знать способности потенциальных ра­ботников до их найма. Собеседование, проводимое до приема на работу, не может дать существенных характеристик. Существенным сигналом на рынке труда является образование,ко­торое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, сред­ним баллом и т. д. Образование представляет собой сигнал, который позволяет судить о трудовых возможностях работника, их прилежании, возможности профессионального роста, эффективности труда и т.п.

Рыночные сигналы играют существенную роль не только на рынке труда, но и на других рынках с асимметричной информацией. Напри­мер, на рынке товаров длительного пользования(холодильники, сти­ральные машины, компьютеры, телевизоры и т. д.). Каждая фирма посредством гарантий и поручительств стремится привлечь покупателей к своим товарам как наиболее надежным. Гарантии и поручительства выполняют функцию сиг­налов о качестве товаров и как сигналы требуют более высокой цены товара. Это происходит по той причине, что гарантии предусматривают обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный товар качественным либо компенсировать иным способом несоответствие характеристик продукта параметрам, которые были заявлены при покупке. Этой же цели соответствует репутация производителя, которая основана на прошлом опыте покупок; а также система брендов. В качестве рыночных сигналов можно рассматривать и систему сертификатов, стандартов качества, систему залога и поручительства, практику ведения кредитных историй и т.п.

 

Хозяйственный рискможно определить как экономическую категорию, связанную с количественно определен­ной неуверенностью в результатах хозяйственной деятельности.

Экономический риск- это возможность отклонения характеристик экономического состояния объекта от ожидаемых значений.

В конкретных экономических условиях деятельности, а также при решении новаторских задач субъектам хозяйствования следует выявлять возможные благоприятные и отрицательные последствия своих действий, учитывать степень вероятности получения нужного результата, нежелательных последствий и отклонений от выбранной цели.

Риск может быть классифицирован по разным основаниям.

По источнику риска принято выделять систематический риск, источником которого являются факто­ры, присущие системе в целом, и индивидуальный риск, источником которого являются факторы, прису­щие данному индивидуальному объекту.

По влиянию на результаты хозяйственной деятельности риск классифицируется в зависимости от степени возможности получения прибыли. Риск убытков отражает вероятность воз­никновения прямых потерь. Риск упущенной выгоды является след­ствием изначальной ориентации на неблагоприятный исход, в то время как реальная ситуация позволяла более эффективно распоря­диться имеющимися ресурсами. Риск дополнительных поступлений связан с вероятностью благоприятных конъюнктурных изменений.

Классификация рисков в зависимости от уровня принятия решений имеет в основе степень глобальности факторов риска, то есть способность этих факторов влиять на конъюнктуру рынка, финансовое и техническое состояние предприятия, выполне­ние принимаемых решений. На этом основании выделяют глобаль­ный, внешний и внутренний риск.

По периоду действия выделяют долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный риск.

По возможности страхова­ния можно выделить страхуемые и нестрахуемые риски.

По природе источника: риск неопределенной природы, риск социально-технической природы, риск естественной природы.

По изучаемым аспектам объекта: социально-политический риск, производственно-технологический риск, экологический риск, медицинский риск, экономический риск.

По характеру источника: случайный риск, систематический риск.

По отношению источника к объекту: внутренний риск, внеш­ний риск, комплексный риск.

По структуре субъекта: индивидуальный риск, коллективный риск, институциональный риск.

По оценке масштабов последствий: катастрофический риск, критический риск, значительный риск, умеренный риск, незначи­тельный риск, малый риск.

По оценке привлекательности последствии: привлекательный риск, приемлемый риск, неприемлемый риск.

По связи с другими рисками: независимый риск, зависимый риск, замещаемый риск, незамещаемый риск, первичный риск, сложный риск.

По возможностям управления: явный риск; скрытый риск, из­меримый риск, неизмеримый риск, прогнозируемый риск, непред­сказуемый риск, передаваемый риск, непередаваемый риск, управ­ляемый риск, неуправляемый риск, прямой риск, косвенный риск, риск неэффективных планов, риск отклонения от планов.

Возможность экономического риска математически выражается как вероятность появления потери, рассчитываемой на основании статистических данных с достаточно высокой степенью точности. Для измерения величины риска необходимо ввести некоторые категории.

Ожидаемое значение получения какого-либо результата – это средневзвешенная величина всех возможных результатов, которые могут иметь место. Оно рассчитывается по формуле:

E(x) = n1x1 + n2x2 + … + nixj (12.1)

где xi – возможный вариант, ni – вероятность соответствующего результата.

Если мы не располагаем необходимой информацией, то дей­ствительный результат может значительно отличаться от ожидаемого. Разница между действительным и ожидае­мым результатами – это отклонение. Предположим, у вас имеется информация только о том, что среди лотерейных билетов действительно есть выигрышные, тогда вы просто ожидаете, что есть шанс либо выиграть, либо проиграть составляет, причем этот шанс составляет 50% (1/2). Если же вы обладаете дополнительной информацию о количестве вы­игрышных билетов, например, о том, что три четверти из них явля­ются призовыми, то вероятность вашего шан­са выиграть увеличивается и составляет около 75 % (3/4). В первом случае мы имеем дело с категорией статистической веро­ятности в ее субъективной форме. Предположение о возможности выиграть субъективно и носит качественный характер. Оцененный вами в 50% шанс выигрыша не абсолютен в математическом смысле. Это ваша субъективная оценка. Во втором же случае вступают в силу законы математической вероят­ности, которые вполне объективны, и вероятность в 75 % получе­на на основе математического расчета.

Рассмотрим другой пример. Допустим, вы стоите перед про­блемой, куда пойти работать после окончания института: на государственное предприятие или на частную фирму. При этом вы знаете, что на государственном предприятии зар­плата будет, например, 2 млн руб. в месяц. Кроме того, до вас дошли слухи, что из-за неважного финансового положения на предприятии вас могут перевести на половинный оклад, причем шанс такого исхода составляет 50 %. Если же вы пойдете служить на частную фирму, то обещанный доход может составить 3,5 млн руб. в месяц. Однако он напрямую зависит от успе­хов фирмы, поэтому в случае малой реализации продукции доход снизится до 1млн руб. Справившись у служащих фирмы, вы узна­ли, что в прошлые годы бизнес был успешным в среднем только в течение 2,4 мес в году ( пятая часть года), но вас уверяют, что буду­щее сулит гораздо лучшие перспективы. Каков будет ваш выбор работы на один год? Таблица 12.1. -Сравнение вариантов

Возможные варианты В лучшем случае В худшем случае
Вероятность Доход, млн Вероятность Доход, млн
1. Госпредприятие 0,5 0,5
2. Частная фирма 0,2 3,5 0,8

 

Ожидаемый доход в обоих случаях составит одну и ту же величину:

Е1 = 2*0,5 + 1*0,5= 1,5 млн руб

Е2= 3,5*0,2 + 1*0,8= 1,5 млн руб.

Полученный результат не означает, что для вас оба варианта совершенно равно­значны и вам все равно, какой из них выбрать. Чтобы провести более точный анализ и выбрать вариант, следует рассмотреть информацию об отклонениях от ожидаемых величин. Величина (степень) риска определяется двумя критериями: ожидаемым значением и отклонением дей­ствительного результата от ожидаемого.

Второй показатель оценивают с помощью трех параметров:

1) дисперсии;

2) среднего квадратического отклонения;

3) коэффициента вариации. Исходные величины, необходимые для расчета первых двух параметров, представлены в табл. 12.2.

Дисперсия (δ2) – это сред­няя величина из квадратов отклонений вариантов значений призна­ка от их средней величины. Для нашего случая дисперсия (δ2) – это средневзвешенная величина квадратов отклонений действи­тельных результатов от ожидаемых, рассчитываемая по формуле:

δ2 = n1[x1- E(x)]2 + n2[x2- E(x)]2 (12.2)

где xi – возможный вариант, ni – вероятность соответствующего результата.

В рассматриваемом примере показатели дисперсии для двух ва­риантов трудоустройства сильно различаются (значение берутся по модулю):

δ21= 0,5(2000 - 1500)2 + 0,5(1000 - 1500)2 = 250000 (руб.);

δ22= 0,2(3500 - 1500)2 + 0,8(1000 - 1500)2 = 1 000000 (руб.).

Рассчитаем теперь стандартное отклонение.

Стандартное отклонение, или среднее квадратическое откло­нение δ – это корень квадратный из дисперсии. Соответствующие величины расчетов составляют:

для 1-го варианта (работа на госпредприятии) δ1 = 500 руб.;

для 2-го варианта (служба на фирме) δ2 = 1000 руб.

Отсюда следует, что 2-й вариант связан с большим риском, чем 1-й. Однако это не означает, что вы обязательно выберете 1-й вариант. Все зависит еще и от вашего отношения к риску. Чтобы исключить влияние абсолютных значений, используют коэффициент вариации, являющийся отно­сительной величиной. Он рассчитывается по формуле:

Кv = δ/х 100 (12.3)

где δ – это среднее квадратическое отклонение; х – средневзвешен­ное значение показателей.

Коэффициент вариации может изменяться от 0 до 100 %. Чем он больше, тем значительнее отклонение. В экономических расчетах установлена следующая шкала для оценки величины отклонения в зависимости от коэффициента вариации: до 10 % – слабая вариабельность; 10–25 % – умеренная вариабельность; более 25 % – высокая вариабельность. Таким образом, чем больше коэффициент вариации, тем бо­лее рискованным является вложение капитала.

Таким образом, мы рассмотрели, что такое риск и как его можно оценить, в том числе математическими и статистическими методами. Однако в реальных условиях жизни предприниматель при выборе того или иного варианта бизнеса не всегда строго руководствуется данными статистики и математики. Вступает в действие субъективный фак­тор, связанный с отношением к риску, с желанием рисковать ради прибыли. Оказывается, что подобное желание не в последнюю оче­редь обусловлено тем, насколько полезными для себя считает конкретный предприниматель осуществляемую им деятельность.

Отношение к риску у различных людей является различным, и оно зависит не только от их человеческих качеств, но и от обстоятельств. Предположим, что вам предложили закупить целую партию лотерей­ных билетов, благодаря одному из которых вы можете выиграть машину. Согласитесь ли вы на это предложение? Если вы люби­тель азартных игр, то, возможно, закупите билеты. Но если вы не сторонник рискованных игр, то наверняка, откажетесь от подобной за­теи. Возможен и такой вариант, что вам просто все равно, и вы не проявите никакого интереса в лотерее вообще. Исходя из при­веденного примера, можно выявить три группы людей согласно их отношению к риску. Первая категория людей не склонна рисковать, вторая рискует, а третья вовсе не задумывается об этом.

1. Противником риска считается человек, который в своих дей­ствиях, направленных на получение возможного дохода, всегда предпочтет пути, ведущие к гарантированному результату в про­тивовес путям, обеспечивающим хотя и более соблазнительные результаты, однако связанные с неопределенностью и риском при их достижении. У противников риска предельная полезность до­хода обычно низка, что иллюстрирует график, представленный на рис. 12.2, а. Как известно, с ростом дохода прирост его полезности уменьшается на каждое равновеликое прибавле­ние дохода. Поэтому неприятие риска является типичной чертой большинства людей. Риск для таких людей – это серьезное препятствие, и пойти на него они готовы лишь в том случае, если им предложат определенную компенсацию.

2. Склонным к риску является человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет результат, связанный с риском, гарантированному результату. Считается, что любители риска получают удовольствие от азарт­ной игры. К ним относятся люди, которые готовы отказаться от стабильного дохода ради попытки испытать судьбу. Обычно они переоценивают вероятность выигрыша, поскольку с ростом дохо­да возрастают и ставки. Предрасположенность к риску в терминах предельной полезности дохода может быть интерпретирована как парабола, резко устремляющаяся вверх (рис. 12.2, б).

3. Нейтральным к риску считается человек, который при дан­ном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантирован­ным результатом и тем, который он может получить в случае риска. Для человека, нейтрального к риску, важна средняя прибыль. Поскольку она будет практически равна нулю (отклонения вза­имно погашаются), то любая азартная игра или рискованное предприятие не вызовет у него интереса. Равномерное увеличение до­хода приведет и к линейному росту общей полезности. Поэтому нейтральность к риску графически отображается в виде прямой, выходящей из начала координат (рис.

Как правило, наиболее рискованными являются такие вариан­ты, от которых ожидается максимальный доход в случае успеха. Поэтому, выбирая подобный вариант, нужно попытаться снизить степень риска.

Рассмотрим четыре основных метода снижения риска:

· диверсификация;
· объединение риска или страхование;

 

· распределение риска;
· поиск информации.

Диверсификация - этометод, уменьшающий степень риска пу­тем его распределения между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или прода­жи) одного приводит к снижению риска от покупки (или про­дажи) другого. Инвестируемые средства распределяются между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой и разработка которых имеет разную сте­пень риска. Диверсификация позволяет уменьшить риск за счет распределения капитала между разнообразными видами деятель­ности. В реальности можно заметить, что субъекты хозяйствования выпускают самую разнообразную продукцию, которая не связана между собой.

Объединение рисковявляется методом, снижающим общий риск пу­тем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Данный способ лежит в основе страхования. Стихий­ные бедствия, болезни и другие непредвиденные обстоятельства связаны со значительными расходами. Страхование позволяет не­сколько смягчить последствия указанных ситуаций. Для экономических рисков оно является одним из наиболее распространен­ных способов их снижения. Страховые компании организуют дело так, чтобы затраты на их, организацию и функционирование вместе со страховыми вы­платами не превышали величины полученных взносов. Главное условие эффективности объединения рисков заключается в том, чтобы риски застрахованных лиц были независимы друг от друга.

Распределение риска- это метод, при котором риск вероятно­го ущерба делится между участниками общего бизнеса таким об­разом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода крупные финансово-промышленные концерны и объединения не боятся идти на риск финансирования дорогостоящих проектов или но­вых направлений НИОКР.

Метод поиска информациитакже способствует снижению риска. Уже отмечалось, что множество ошибочных решений свя­зано с недостатком информации. Получение ее является ценным товаром, и вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства.

Разновидностью неполноты информации является ее асимметричность. Она представляет собой такую ситуацию, когда одна часть участников сделки обладает важной информацией, в то время как иные заинтересованные лица ею не обладают, рассмотрим этот случай детальнее

 

информации является цена, которая дает информацию об альтернативной стоимости продукта, позволяя принимать правильное деловое решение.

v Деятельность государства по регулированию асимметричности информации.

v

Наличие асимметричной информации предполагает сферу деятельности по ее устранению. Как было показано выше, в пределах автоматически действующего рыночного механизма существуют способы ее уменьшения – это рыночные сигналы, аукционы, а также регулирования в рамках системы «принципалагент». Тем не менее, остается ряд аспектов асимметрии информации на рынках, которые может уменьшить только государство.

Наиболее значимыми являются следующие формы вмешательства государства:

ü содействие развитию конкурентной среды;

ü ценовая политика;

ü прямое участие в производстве;

ü контроль за производством и сбытом;

ü введение лицензирования на право занятия определенными видами деятельности;

ü введение систем стандартизации и сертификации;

ü осуществление мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, проведение налоговых проверок и т.п.