КТД младших школьников
Коллектив - высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами. Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, П.Н.Лепешинского и др., а позднее - В.А.Сухомлинского, Н.Я.Скороходовой, И.П.Иванова. Положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания.
Признаки: технология, социальное воспитание
Коллективное творческое воспитание – идея заботы (Игорь Петрович Иванов) - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предлагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.
Коллективная творческая деятельность (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, в проведении и анализе творческих дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характера своего участия и ответственности. КТД позволяет создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть в создании чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успехи и ответственности, узнают друг о друге много нового.
Важные условия КТД: связь с др методами и средствами воспитания, единство и последовательность шести стадий.
Методика Игоря Петровича Иванова доктор пед.наук «воспитывать коллективистов.»
Сущность методики:
1) создание коллектива при помощи организации определённого образа жизни коллектива, основанного на творчестве и нравственности направленных на заботу.
2) построение коллектива на следующих принципах: сменяемости актива, чередование творческих поручений, принцип опоры на малые группы в нутрии коллектива, принцип коллективного планирования, организации и анализа общих дел.
3) деятельность коллектива должна быть организована так чтобы она была общественно значимой (для людей), личностно значима (возможность творчества), эмоционально насыщенна.
4) особая позиция педагога, способного к сотрудничеству с воспитанием.
6 стадий:
Первая стадия- предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. В конце данной стадии учитель проводит стартовую беседу. Её суть заключается в том, что руководитель детского коллектива «зажигает» детей интересным и полезным делом.
Вторая стадия- коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы: что и для кого мы будем делать? С кем вместе мы будем это делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?
Третья стадия-коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создаётся специальный орган – совет делом, в который входит представитель каждого микроколлектива. Проект КТД уточняется и конкретизируется советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия-проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь всё, что было задумано. Главное для педагога на этом этапе – создание психологического комфорта.
Пятая стадия – подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе. Педагог должен иметь ввиду, что коллективный анализ включает в себя 3 ключевых момента: отметить всё положительное и его должно быть больше, чем негативного; обсудить негативные моменты, имевшие место подготовки и проведения дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия – по содействию. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками опыта, накопленного при планировании, подготовки, проведения и обсуждения результатов КТД.
Группа – главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек.
КТД ценно тем, что в нем каждому находится дело, поручение, творческая работа. По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:
· познавательные – аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда»
· трудовые – книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, город веселых мастеров, фабрика игрушек
· художественные – карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, артиада.
· спортивные – Олимпиада, марафон, фестиваль приключений, туристический поход, туриада, спортивные праздники
· общественно-политические – вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, выборы, политические дебаты, фестиваль дружбы народов, вечер памяти, факельное шествие, операция «Забота»
ВОПРОС № 10 ( 13)