Научное исследование в педагогике. Логика и методы психолого-педагогических исследований.

Для познания педагогической деятельности, объяснения, предсказания ее развития проявляются в педагогической исследовании.

ПИ – процесс и результат науч. деят., направленной на получение нов. знаний о законах обучения., воспитания и образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

 

Научно –псих исследования делятся на:1) фундаментальные (раскрывают закономерности педагогического процесса, направлены на углубление науч. знаний), 2) прикладные (решают отдельные теоретические и практические задания, связанные с формированием содержанием образования, связывают науку и практику), разработки (цель: создание программ, учебников).

Структуры: методологическая (выбор исследуемых методологических позиций, определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнения терминологии, формулировании цели, задач, гипотезы) и процедурная части (составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способов их анализа, проведением экс-та, анализом, интерпретацией его результатов)

Этапы: 1) общее ознакомление с проблемой исследования 2) выбор методологии 3) гипотеза 4) методы исследования 5) организация и проведение эксперимента 6) анализ и оформление результатов 7) практические рекомендации

проблема исследования: что надо изучать из того, что ранее не было изучено? Объект: что рассмотрим? предмет: как рассмотрим объект? Гипотеза: каким предполагается решение проблемы? Цели и задачи: какой рез-т предполагается получить?

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний.

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на 4 группы:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • по способу обработки данных;
  • интерпретационные.

К организационным методам относятся: 1) сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.; 2) лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длит-ого периода времени; 3) комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим: 1) обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); 2) эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); 3) психодиагностический метод; 4) анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); 5) моделирование; 6) биографический метод. По способу обработки данных: методы математико-статистического анализа данных; методы качественного описания. К интерпретационным: генетический (фило-и онтогенетический) метод; структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил: 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;

2) индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Рез-т - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

3) моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исслед-ия. Рез-т - модель объекта, процесса, состояния.

Методики должны отвечать глав. критериям качества:

1) валидность- означ-ет пригодность методики для измерения именно того качества, на к-рое она направлена. Валидность методики предполагает ответы на вопросы: для какой цели применяется методика, что она изменяет;

2) надёжность- методики означ. точность психологич-их измерений; она опред-ся посредством дисперсного и факторного анализа;

3) научность-методики означает её связь с фундаментальными исслед-ями, её научную обоснованность.

Осн. методы педаг-кой психологии:

Наблюдение – осн., наиболее распростр-ый в педагог-кой психологии (и в педагогич. практике в целом) эмпирический метод изуч-ия чел-ка; один из методов науч-го познания. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и опред-ным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Рез-ты фиксации данных наблюдения называются опис-ем повед-ия объекта. Виды набл:

  • открытое (испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деят-ть исслед-ля воспринимается визуально);
  • скрытое (предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого);
  • сплошное (охват-ся процессы в целостном виде: от их начала до завершения);
  • выборочное (пунктирное, выбороч. фиксирование тех или иных изуч-ых явлений, процессов).

Треб-ия к набл-ям:

  • преднамеренность (Н. провод-ся для реш-ия четко поставл-ой задачи);
  • планомерность (исслед-ль действует по опред-ой прог-ме, включ-ей осн. вопросы исслед-ия);
  • объективность (строгое фиксирование всех фактов, относящ-ся к исслед-ию, отсутствие предвзятости в отборе и конкретизации фактов).

Недостатками метода Н. явл-ся значит-ые затраты времени и усилий, сложность анализа мат-ла и составление отчета.

Беседа - эмпирический метод получ-ия сведений (инф-и) об уч-ке в общении с ним, в рез-те его ответов на целенаправленные вопросы; диалог исслед-ля с испытуемым по заранее разраб-ой пр-ме. Это метод исслед-ния поведения уч-ся. Ведется свободно, без записи ответов. Диалог м/у 2 людьми, в ходе к-рого 1 чел-к выявляет психол.ос-ти др-го, наз-ся методом беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выяв-ся отнош-я уч-ся, учителей, их чув-ва и намерения, оценки и позиции. Правила проведения Б.: выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исслед-ия, формулировка вариации вопросов. Разновидностью беседы явл-ся интервьюирование.

Интервью-исслед-ль придержив-ся заранее разработанных вопросов, задаваемых в опред. послед-ти; м/б использ-но как способ получ-ия свед-ий о самом интервьюированном, о др. людях, событиях.

Самонаблюдение- метод набл. чел-ка за самим собой на основе рефлексивного мышления (объет набл-ия-цели, мотивы поведения, рез-ты деят-ти).

Анкет-е- метод получ-ия информ-ции на основе ответов на спец. подготовленные и соотв-щие задаче исслед-ия вопросы; м/б уст. письм, индивид-ое, групп-ое.

Экспер-т- спец. организ-я проверка того или иного метода, приема раб. для выявления эффект-ти. Испытуемый не знает о его цели.

Этапы:

1) теор. –цель, проблема, объект, предмет.

2) методич.- разраб. методик исслед-ия и его плана.

3) собств. эксперимент-провед. опытов, наблюдений и др. Естеств. эксп.-введение опытной конструкции в обыч. сценарии учебы, воспит. деят-ти. Лаборат. эксп.-искусств. созд. условия, м/б индивд, групп-й, краткосрочный, длит-ый. Анализ продуктов деят-ти-метод изуч-ия ч/з анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись) продуктов деятельности.

Тест-е-психодиагностическая процедура по тщат. отработ. стандартизир. и задачам со шкалами их знач-я для выявлениия индивид. различий тестируемых.

Социометрия- метод изуч-я внутригрупповых межличностных связей.

 

ВОПРОС № 9 (11)