Базовые категории педагогики как основа построения методик изучения предметов в начальной школе.

«Педагогика» зародилась в Др. Греции и обозначает «детовождение», «деторождение». П.- совокупность З. и У. по обуч-ию и восп-ию чел-ка. Педагоги ищут эффективные способы передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деят-ти. Потребн-ть передавать опыт от поколения к поколению, наряду с др. потребн-ми чел-ка,возникла на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика восп-ия первоначально опред-лась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деят-ть чел-ка: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Чел-к рос как Л-ть, усложнялся его соц-ый опыт, и вместе с тем усложнялись процесс и цели восп-ия. П. обрела статус науки благодаря трудам выдающегося чешского педагога Я.А.Коменского. Он изложил свои осн-ые идеи в труде «Великая дидактика». П. -это наука, любая наука имеет свой предмет. Предметом П. как науки явл. педагогический процесс. Т.е. процесс обуч-ия и восп-ия человека как особая ф-ция общ-ва, реализуемая в условиях тех или иных педагогич-их систем. П. как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффектив. пед.систем для развития и подготовки чел-ка к жизни в общ-ве. Следующая необх.часть- законы и закономерности. Были открыты законы: Выготский-«Обуч-ие ведет за собой разв-ие»,т.е разв-ие чел-ка зависит от того, как его обучают. Выготский выделил: зона актуального разв-ия- то, что уч-к м. сделать самот-но без помощи учителя; зона ближайшего разв-ия- то, с чем реб-к сегодня м. справиться с пом. учителя. Макаренко - «Параллельное действие» - педагог оказ.влияние на колл-в(влияет на каждого реб.и наоборот). Итак, П.-это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности. П.-наука о суждениях, закономерностях, принципах, методах восп-ия и обуч-ия. П. изуч. человеч.культуру - культурологию. Отрасли П: дидактика, теория воспитания, история педагогики, педагогическое проектирование, частные методики. П. как наука сама обладает определен. категориями и признаки науки (законы, предмет, методы исследования).

Категория- это общие. фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность и типичные формы.

Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогические взаимодействия, педагогический процесс.

Развитие- процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения к младшему.

Образование– процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Обучение - целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние. и его активное восприятие и усвоение учащимися.

категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Самосовершенствование – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей проф.компетентности и развитие проф-но значимых качеств в соответствии с внеш. соц.требованиями, условиями проф.деят-ти и личной программой развития. Для эфф-ти пед.процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, СИ ЗУНов, средств передачи опыта и др. таким образом, пед.процесс можно представить как спец-но организованное вз/действие педагога и уч-ся с учетом сод-я образования и воспитания, с использованием различных пед.средств, направленное на реализацию пед.задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности а ее развитии и саморазвитии.

ВОПРОС № 8 ( 9 )