ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса
http://www.ihtik.lib.ru- библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка (13 часов) + 4 часа из резерва | ||||||||||
1-3 | Наука и философия | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоение нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Понятия:общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм,умозрительная деятельность | Знать особенности различных общест-венных наук, отличия общественных наук от естественных наук. Уметьклассифи-цировать группы социально-гумани-тарных наук | Фронтальный опрос | Их истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога | § 1, с. 7-17; выполнить задания, с. 15. Проверь-те себя | 04.09-05.09 | ||
4-6 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоение нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологичес-кого сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества. Понятия:миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос | Знать особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализировать древнеиндийскую и древнегреческую философии; какую роль в развитии общества Платон отводил образованию. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, сравнивать, анали-зировать, делать выводы, рационально решать познава-тельные и пробле-мные задания; участвовать в эвристи-ческой беседе, дискуссии; работать с докумен-тами; решать пробле-мные задания, делать выводы; работать в группе, выступать публично | Проверка творческого задания | Конфуцианство – система взглядов на человека и общество, «восьмеричный путь» в буддизме, теория Пифагора | § 2, с. 17-26; Выполнить задания, С. 24. Проверь-те себя | 11.09-12.09 | ||
7-9 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоение нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Кризис средневековых представ-лений о человеке и обществе. Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о сущности общества и его устрой-стве, общественном договоре. Проблема равенства у Ф. М. А. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Идея естественного догосударст-венного состояния общества в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Взгляды Б. Спинозы на общество, государство, свободу. Взгляды на идеальное общество предшественников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампа-неллы (XVI в.). Проекты справед-ливого устройства общества А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Трудовая теория стоимости А. Смита. Закон народонаследия Т. Мальтуса. Становление социологии как науки: О. Конт, Г. Спенсер. Социологические теории. Абсолютизация государства Г. Гегелем. «Философия права». Различие между гражданским обществом и государством. Диалектический метод Гегеля. К. Маркс, Ф Энгельс – осново-положники нового философского мировоззрения. Предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм. Марксизм как альтернатива запад-ному пути развития общества. Понятия:гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика | Знать, характе-ризовать и анали-зировать средне-вековые предс-тавления о человеке и обществе; проследить изменения во взгля-дах на общество и человеке в Новое и Новейшее время. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следс-твенные связи изучаемых социал-ьных объектов | Тесто-вый кон-троль | Учение К. Маркса о способе производст-ва, приба-вочной стоимости, современ-ные теории в общест-вознании | § 3, с. 26-38; выпол-нить задания, с. 36. Проверь-те себя | 18.09-19.09 | ||
10-13 | Из истории русской философской мысли | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России. Понятия:цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип | Знатьи характе-ризовать общес-твенную мысль России, анали-зировать фило-софские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века. Уметьосуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфо-рмации по теме, сравнивать, анали-зировать, делать выводы; участвовать в дискуссии; работать с документами | Устный опрос | Наследие Владимира Мономаха, Ю. Крижанич | § 4, с. 38-47; выпол-нить задания, с. 45. Написать эссе | 25.09-26.09 | ||
14-15 | Деятель-ность в социально-гуманитар-ной сфере и профессио-нальный выбор | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог | Знатьособенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля, характеризовать основные профессии социально-гуманитарного профиля. Уметьосуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, формулировать на основе приоб-ретенных социально-гуманитарных знаний собственные суж-дения и аргументы по определенным проб-лемам: «профессия», «должность», «про-фессия социально-гуманитарного про-филя», «профес-сиограмма» | Эссе | Выяснить и обсудить потребности современ-ного общества в специалис-тах социально-гуманитарного профиля | Выучить § 5-6, с. 48-66; составить профес-сиограм-му | 02.10-03.10 | ||
Социально-гуманитар-ные знания и профес-сиональная деятель-ность | Систематизация и обобщение учебного материала | Тес-товый конт-роль | С. 65-70 | 09.10-10.10 | ||||||
Общество и человек (20 часов) + 2 часа из резерва | ||||||||||
17-19 | Происхождение человека и становление общества | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Наука о происхождении человека. Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество. Науки об обществе. Общество как сложная и динамическая система. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества. Понятии:человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура | Знать и характе-ризовать теории происхождения человека и станов-ления общества, объяснить осо-бенности челове-чества как результат биологической и социальной эволю-ции. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следст-венные связи изучаемых социальных объектов | Схемы, документы | Современные теории происхождения человека, нетради-ционный взгляд на проблему зарождение человека | § 7, с. 70-80; выпол-нить задания, с. 78-79. Проверь-те себя | 16-17.10 | ||
20-21 | Сущность человека как проблема философии | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Великая тайна – человек. Человек – биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни | Знатьи характе-ризовать сущность человека как проблему фило-софии; анали-зировать социальную сущность деятел-ьности человека, выяснить роль и значение мышления в жизни человека, соотносить между собой такие понятия, как мышление и язык; характеризовать историю возник-новения и развития фило-софской антропо-логии. Уметьсравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы | Устный опрос. Схемы, документы | Анализировать общество как форму совместной жизнидеятельности людей | § 8, с. 80-90; вы-полнить задания, с. 88. Про-верьте себя | 22-23.10 | ||
22-24 | Общество и общественные отношения | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения. Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа | Знатьи характеризовать общество, социальные взаимодействия и общественные отношения; разбираться отличиях общества от социума. Уметьосуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Тес-товый конт-роль. Схемы, документы | § 9, с. 90-99; выпол-нить задания, с. 97. Про-верьте себя | 30-31.10 | |||
25-26 | Общество как развивающаяся система | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость т стабильность. Понятия:«общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция» | Знатьи характе-ризовать системное строение общества, выделять особенности социаль-ной системы, ее подсистемы и элементы, проана-лизировать процессы измен-чивости и стабиль-ности общества. Уметьсравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соот-ветствия между существенными чер-тами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргу-менты и выводы | Устный опрос | § 10, с. 99-108; выполнить задание №3, с. 107. письмен-но | 14-15.11 | |||
27-29 | Типология обществ | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. Понятия:традиционное общество, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов, социальный контракт | Знатьи характе-ризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологи-ческого и социально-конкретного уровней. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами | Тес-товый конт-роль. | Характери-зовать типы обществ с точки зрения социально-философс--кого, историко-типологи-ческого и сициально-конкретно-го уровней | Выучить § 11-12, с. 109-126; выпол-нить зада-ния, с. 126. Проверь-те себя | 20-21.11 | ||
30-32 | Историчес-кое разви-тие челове-чества: поиски социаль-ной макро-теории | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. Понятия:цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип | Знатьи характери-зовать два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный, обсу-дить смысл и направ-ленность общест-венного развития, исследовать типо-логию цивилизаций. Уметь работать в группе, выступать публично, формули-ровать на основе приобретенных социально-гумани-тарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проблемам | Фронтальный опрос | Учения философов о цивилизационном подходе | § 13, с. 126-136; выполнить задание №3, с. 134. письмен-но | 27-28.11 | ||
33-35 | Историчес-кий про-цесс | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности. Понятия:исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса | Знать и характе-ризовать смысл и направленность исторического процесса, роли его участников, выяснить типы социальной динамики, иссле-довать факторы изменения социума. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводу; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук | Устный опрос | Философия истории. Исследо-вать факто-ры изменения социума | § 14, с. 136-146; выпол-нить задания рубрики «Порабо-тайте с источни-ками» | 4-5.12 | ||
36-37 | Проблема общественного прогресса | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Прогресс и регресс. Протии-воречивость прогресса. Кри-терии прогресса. Многообразие путей форм общественного развития. Понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерий прогресса | Знать и характери-зовать особенности общественного прог-ресса, анализировать его критерии, пока-зать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчер-кнуть противорече-вость общественного прогресса. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, сравнивать, анализи-ровать, делать выво-ды, рационально решать познаватель-ные и проблемные задания | Тес-товый конт-роль. | Историческая альтернатива | § 15, с. 147-156; выпол-нить задания, с. 154. Проверь-те себя | 11-12.12 | ||
38-40 | Свобода в деятельности человека | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество. Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество | Знать и характеризо-вать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соот-носить понятия: «свобода» и «произ-вол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора. Уметь участвовать в дискуссии; работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приоб-ретенных социально-гуманитарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проб-лемам | Устный опрос | Проблема «деиндиви-дуализа-ции», «предоп-ределения» | § 16, с. 157-163; выпол-нить задания, с. 163. Проверь-те себя | 18-19.12 | ||
Общество и человек | Проверка и оценка знаний | С. 163-169 | 25-26.12 | |||||||
Деятельность как способ существования людей (14 часов) + 4 часа из резерва | ||||||||||
42-43 | Деятель-ность людей и ее многооб-разие (урок-исследова-ние) | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Деятельность человека: сущность и структура деятель-ности. Деятельность как способ челове-ческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, инте-ресы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия | Знать и характеризо-вать социальную сущность деятель-ности человека, потребности и моти-вы; разбираться в типологии деятель-ности. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следствен-ные связи изучаемых социальных объектов | Устный опрос | Выяснить природу и особенности творческой декятельности. Бессознательное в деятельности | § 17, с. 168-179; выпол-нить задания, с. 177. Проверь-те себя | 15-16.01 | ||
44-46 | Слдержа-ние и формы духовной деятельности | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология | Знать и характеризо-вать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, срав-нивать, анализиро-вать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Устный опрос | Анализ особеннос-тей духов-ной дея-тельности | § 18, с. 179-187; выпол-нить зада-ния, с. 186-187. Проверь-те себя | 22-23.01 | ||
47-49 | Трудовая деятель-ность | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. Понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства | Знать и харектеризо-вать сущность и осо-бенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме; работать в группе, выступать публично | Пись-менный опрос | Исследо-вать перс-пективы развития социально-го парт-нерства в России. Резюме | § 19, с. 192-203; выпол-нить зада-ния, с. 201. Проверь-те себя | 29-30.01 | ||
50-52 | Политичес-кая деятель-ность | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть. Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма | Знать и характеризо-вать политическую деятельность, сопос-тавлять понятия «власть» и «полити-ка», анализировать типологию властных отношений. Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; рабо-тать в группе, высту-пать публично; фор-мулировать на основе приобретенных соци-ально-гуманитар-ных знаний собственные суждения и аргумен-ты по определенным проблемам | Тесто-вый конт-роль | Задуматься над пробле-мами ленитимно-сти власти | §20, с. 203-211; выпол-нить зада-ния, с. 211. Проверь-те себя | 5-6.02 | ||
Деятель-ность как способ существо-вания лю-дей | Проверка и оценка знаний | Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме | Тесто-вый конт-роль | С. 211-216 | 12-13.02 | |||||
Сознание и познание (14 часов) + 4 часа из резерва | ||||||||||
54-55 | Проблемы познавае-мости мира | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Бытие и познание. Познаватель-ность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное поз-нание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувст-венного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания. Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм | Знать и характеризо-вать познавательную деятельность, обсу-дить проблему позна-ваемости мира. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; и разли-чать факты и мнения, аргументы и выводы | Устный опрос | Мыслители прошлого о проблеме познания мира | § 21, с. 216-224; выпол-нить зада-ния, с. 224-226. Проверь-те себя | 19-20.02 | ||
56-57 | Истина и ее критерии | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Понятия: эмпиризм, рационизм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий | Знать и характеризо-вать основные под-ходы к пониманию истины и ее крите-риев, анализировать абсолютную и отно-сительную истину, соотносить истину и заблуждение. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия фи-лософских наук древ-ности; объяснять причинно-следствен-ные связи изучаемых социальных объектов | Устный опрос | Мыслители прошлого в спорах об истине | § 22, с. 227-236; выпол-нить зада-ния, с. 234. Проверь-те себя | 26-27.02 | ||
58-60 | Многообразие путей познания мира | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства. Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука | Знать,характеризовать и анализировать виды и уровни человеческих знаний. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы | Тесто-вый конт-роль | Паранаука: «за» и «против» | § 23, с. 236-246; выпол-нить зада-ния, с. 247-248, руб-рики «Пора-ботайте с источ-никами» | 5-6.03 | ||
61-62 | Научное познание | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепление нового материала | Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания. Методы научных исследований. Наука о человеке и обществе. Виды познания: обыденное, научное, образное, философское. Понятия: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент. моделирование | Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Устный опрос | Практичес-кое ознакомление с методами научного познания | § 24, с. 248-258; выполнить задания, с. 256. Проверь-те себя | 12-13.03 | ||
63-64 | Социальное познание | Знакомство с новым учебным материалом. Закрепление нового материала | Социальные и гуманитарные знание. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социального познания. Идеальный тип – инструмент научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальное науки и гуманитарное знание. Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход | Знать и характеризовать сущность и особенности социального познания, раскрывать проблемы социальных и гуманитарных наук. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы | Устный опрос | Методы социального познания | § 25 С258-268; выполнить задания, с. 267. Проверь-те себя | 19-20.03 | ||
65-66 | Знание и сознание | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепление нового материала | Сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание. Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение | Знать и понимать сущность категорий «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденные. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Устный опрос | Сопоставление общественного и индивидуального | § 26, с. 269-278; выполнить задания, с. 277. Проверьте себя | 02-03.04 | ||
67-69 | Самопоз-нание и развитие личности | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности. Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность | Знать и характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя. Уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формули-ровать на основе приобретенных социально-гуманитар-ных знаний собствен-ные суждения и аргу-менты по определ-енным проблемам | Устный опрос | Самопознание | § 27, с. 279-286; выполнить задания, с. 286. Проверь-те себя | 09-10.04 | ||
Сознание и познание | Проверка и оценка зна-ний | Тесто-вый конт-роль | С. 287-290 | 16-17.04 | ||||||
Личность. Межличностные отношения (22 часов) + 9 часов из резерва | ||||||||||
71-73 | Индивид, индиви-дуальность, личность | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Личность, индивид, индивидуальность. Структура личность. Понятия: индивид, индивидуальность, личность, экзистенциализм, Ид, Эго, супер-Эго | Знать и характеризо-вать существенные черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личнос-ти. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | Схемы, табли-цы, доку-менты | Концепции личности | § 28, с. 290-300 выпол-нить зада-ния, с. 299. Проверь-те себя | 23-24.04 | ||
74-75 | Возраст и становление личности | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Периодизация развития личности. Возраст и становление внутреннего мира. Понятия: персонализация, адаптация, рефлексия, универсализация, интенциальность | Знать и характеризо-вать периоды разви-тия личности, анали-зировать процесс становления личнос-ти. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями | Устный опрос | Ваш творческий возраст | § 29, с. 301-310; выпол-нить зада-ния, с. 308. Проверь-те себя | 30.04-01.05 | ||
76-78 | Направ-ленность личности | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Социальное поведение. Структура направленности личности. Жизненные цели. Социальная установка. Понятия: социальная установка, направленность личности, альтруизм, идеалы, убеждения, фрустрация | Знать основные виды направленности личности, характери-зовать социальное поведение личности, объяснять мотивы поведения личности, выяснить особеннос-ти жизненных целей человека, его соци-альные установки. Уметь различать факты и мнения, аргументы и выводы; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук | Тесто-вый конт-роль | Проблема нравствен-ной уста-новки лич-ности | § 30, с. 311-320; выпол-нить зада-ния, с. 318. Проверь-те себя | 07-08.05 | ||
79-81 | Общение как обмен информацией | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Коммуникация или общение. Средства общения. Невер-бальное общение. Особенности общения в современном мире. Понятия: общение как обмен информацией, коммуникация, невербальное общение, хронотоп | Знать и объяснять процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и процесс коммуникации, харак-теризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в про-цессе коммуникации, описать вербальное и невербальное обще-ние. Уметь осуществлять комплексный поиск; работать с докумен-тами; работать в группе, выступать публично, участво-вать в дискуссии, формулировать на основе приобретен-ных социально-гума-нитарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проблемам | Устный опрос | Выяснить особенности общения в современ-ном общес-тве | § 31 с. 320-329; выпол-нить зада-ния, с. 327-329, руб-рики «Порабо-тайте с источни-ками» | 14-15.05 | ||
82-84 | Общение как взаимо-действие | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Две стороны взаимодействия. Стратегия взаимодействия в процессе общение. Общение в юношеском возрасте. Формы юношеского общение. Понятия: конкуренция, интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт | Знать и характеризо-вать процесс общения как межличностное взаимодействие, описать и проанали-зировать типы взаи-модействия, выявить особенности общения в юношеском возрас-те. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информа-ции по теме, сравни-вать, анализировать, делать выводы, ра-ционально решать познавательные и проблемные задания | Устный опрос | Анализ процесса общения | Выучит § 32 с. 329-340; выпол-нить зада-ния, с. 338-340 | 14-15.05 | ||
85-87 | Общение как понимание | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Восприятия. Как происходит восприятие. Стереотипы и эффекты восприятии. Понятия: идентификация, эмпатия, стереотип, социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия, казуальная атрибуция | Знать и характеризо-вать процесс общения как процессы взаимо-восприятия в процесс-се общения, описать эффекты и стерео-типы межличностного восприятия. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществовендчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргу-менты и выводы; раскрывать на при-мерах важнейшие теоретические положения | Устный опрос | Искусство общения | § 33, с. 340-349; выпол-нить зада-ния, с. 348. Проверь-те себя | 19-20.05 | ||
88-90 | Малые группы | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Малая группа. Какими бывают группы. Референтные группы. Межличностные отношения в группах. Интеграции в группах разного уровня развития. Понятия: малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, социометрия, деиндивидуализация | Знать и характеризо-вать отличительные черты малой группы, описывать и анализи-ровать виды малых групп, выявить осо-бенности межлич-ностных отношений в малых группах. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной пробле-матике; применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач | Устный опрос | Социомет-рия на практике | § 34 с. 349-360; выпол-нить зада-ния, с. 359. Проект «Мой класс» | 21-22.05 | ||
91-92 | Групповая сплочен-ность и конфор-мное поведение | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Межличностная совместимость. В чем выражается групповая сплоченность. Конформость. Понятия: групповая сплоченность, конформность, нонконформность, самоопределение личности | Знать и характеризо-вать межличностную совместимость, групповую сплочен-ность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конфор-много поведения в группе. Уметь характеризо-вать с научных по-зиций основные со-циальные объекты; применять гуманитар-ные знания в процесс-се решения познава-тельных и практи-ческих задач | Устный опрос | Практичес-кие иссле-дования уровня сплочен-ности коллектива | § 35, с. 361-370; выпол-нить зада-ния, с. 368. Проверь-те себя. Создать минип-роект «Наше полезное дело» | 24-25.05 | ||
93-94 | Групповая дифференциация и лидерство | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Положение личности в группе. Лидерство. Лидерские роли. Стили лидерства. Взаимоотношения в ученических группах. Понятия: групповая дифференциация, лидерство, лидер, стиль лидерства | Знать и характеризо-вать сущность групповой дифферен-циации, описать сти-ли лидерства, заду-маться над природой и сущностными чер-тами лидера. Уметь характеризо-вать с научных позиций основные социальные объекты; применять гуманитар-ные знания в процесс-се решения познава-тельных и практичес-ких задач | Тесто-вый опрос | Анализ взаимоот-ношений в ученичес-ких групп-пах | § 36, с. 370-380; выпол-нить зада-ния, с. 376. Проверь-те себя | 26.05 | ||
95-97 | Семья как малая группа | Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала | Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Понятия: гендер, гендерное поведение, многопоколенная семья, гендерные различие, личностные ресурсы семьи, стиль воспитания | Знать и характеризо-вать семью как малую группу, познако-миться с психологией семейных отношений, выяснить и проанали-зировать проблемы семейного воспита-ния, описать особен-ности гендерного поведения. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информа-ции по теме, сравни-вать, анализировать, делать выводы, ра-ционально решать познавательные и проблемные задания | Устный опрос | Анализ стилей семейного воспита-ния. Проб-лемы сов-ременной семьи. Феминизм | § 37, с. 380-390; выпол-нить зада-ния, с. 389, рубрики «Порабо-тайте с источни-ками» | 27.05 | ||
98-99 | Антисо-циальные и криминаль-ные моло-дежные группы | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы. Понятия: анисоциальная субкультура, криминальные группы, криминогенные группы, дедовщина | Знать и характеризо-вать антисоциальные группы, проанали-зировать явления «дедовщины», заду-маться над опас-ностью криминаль-ных групп. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые и учебные исследования по социальной пробле-матике; характери-зовать с научных позиций основные социальные объекты | Фронтальный опрос | Нефор-мальные молодеж-ные групп-пировки: «за» и «против» | § 38 с. 390-400; выпол-нить зада-ния, с. 399. Проверь-те себя | 28.05 | ||
100-101 | Конфликт в межличностных отношениях | Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала | Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты. Понятия: конфликтная ситуация, инцидент, соперничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры, конфликт | Знать и характеризо-вать сущность и при-роду конфликта, рассмотреть проб-лемы межличност-ного конфликта, опре-делить пути конст-руктивного разреше-ния конфликта. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, срав-нивать, анализиро-вать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Устный опрос | Анализ конфликта | § 39, с. 400-410; выпол-нить зада-ния, с.410-415. Соста-вить па-мятку «Пове-дение с учителя-ми» | 29.05 | ||
Конфликты в межлич-ностных отноше-ниях. Обобщение по курсу «Общест-вознание» за 10 класс. Личность. Межличностные отношения | Проверка и оценка знаний | Конт-рольное тести-рование | 30.05 |
Календарно-тематический план курса «Обществознание».11 класс.