Философские взгляды аль-Фараби.
Научные взгляды аль-Фараби охватывают почти все философские проблемы средневековья: учение о бытии, вопросы материи и её развития, свойства неорганического и органического мира, соотношение физического и психического, проблемы познавательной деятельности человека, формы и ступени познания; учение о логическом мышлении, связи мысли и речи, вопрос о разуме и его роли в общественной деятельности человека и т.п. Вопросы бытия, его структуры и категорий особенно подробно излагаются им в трактатах «Существа вопросов», «Трактат о различиях», «О началах существования акциденции и тел».
Согласно Фараби, бытие состоит из шести ступеней, которые одновременно являются основами всего существующего и связаны друг с другом отношениями причины и следствия. Первая ступень — первопричина (ас-сабаб-ал-аввал), вторая ступень — вторая причина (ас-сабаб-ас-сони), третья ступень — третья причина, деятельный разум (ал акл ал-фаол),четвёртая ступень — четвёртая причина, душа (ан нафс), пятая ступень — форма (ас-сурат), шестая ступень — материя (ал-модда).
Всё, что существует, и всё, что нам известно в этом мире, исходит из этих шести основ (начал), причём всё существующее, в том числе и эти начала, по своему характеру, принципам и возможностям разделяются на два вида. К первому принадлежат вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Вещи этого вида называются «возможно сущими» (вужуди мумкин). К другому виду относятся вещи, из сущности которых всегда и необходимо вытекает их существование. Вещи этого вида называются «необходимо сущими» (вужуди вожиб), т.е. существующими сами по себе.