Задание 3
Практическое задание "Сегментация потребителей турпродуктов"
Туристический рынок, как и многие другие рынки, характеризуется существованием большого числа групп потребителей, отличающихся друг от друга вкусами, предпочтениями, уровнем доходов. И даже если эти группы представляют клиентов или потребителей одной туристической фирмы, мотивация приобретения услуг различна. Например, клиентами одной и той же фирмы могут являться бизнесмены, путешествующие туристы и участники конференций. Очевидно, что мотивы и цели их покупок будут очень сильно отличаться. Путешествующие туристы, более чувствительные к уровню цен, чем командированные бизнесмены или организаторы мероприятий. Те, кто платит деньги не из собственного кармана, могут заказывать более дорогие туры. Как правило, ими же востребованы и дополнительные услуги.
Сегментация рынка– это процесс его разделения на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные продукты и комплексы маркетинга. Такой подход позволяет туристическому менеджменту определять жизнеспособные, устойчивые и выгодные группы потребителей. Объектом сегментации являются потребители (гости). Цель сегментации– максимальное удовлетворение требований потребителей. Основными преимуществами проведения сегментации рынка услуг является более точное понимание требований, нужд и мотиваций потребителей.
В туристическом бизнесе рекомендуется использование следующих критериев при проведении сегментации рынка.
Группа 1. Культурно-географические критерии– это деление рынков потребителей туристических услуг по территориальному признаку. В качестве географического рынка могут рассматриваться отдельные страны, группы стран или целые регионы мира, имеющие определенную историческую, политическую, экономическую, этническую и религиозную общность. Порядок выделения и группировки рынков по территориальному признаку каждой фирме рекомендуется определять самостоятельно для наиболее выгодного и эффективного представления своих продуктов и соответствия стратегическим целям.
Группа 2. Социально-экономические критериипредполагают выделение сегментов потребителей на основе общности побудительных мотивов и целей поездок, социальной и статусной принадлежности, уровня доходов и степени расходования средств. В туристическом бизнесе данная группа критериев, пожалуй, является наиболее часто используемой при сегментировании рынка. Так, в соответствии с целями поездок выделяют следующие группы (сегменты) туристов: бизнес-туристы (командированные, бизнесмены, коммерсанты); туристы, направляющиеся на отдых и экскурсии (познавательный и поощрительный туризм); конгрессмены и организаторы мероприятий, и т. д.
Группа 3. Психоповеденческие критерииобъединяют целый комплекс характеристик потребителей, представляющий собой модель жизни и поведения личности, определяемую увлечениями, поступками, интересами, типом отношений с другими людьми и т.д. В основе этих критериев лежит учет различных аспектов поведения потребителя туристических и гостиничных услуг, таких как предпочитаемые средства транспорта (наземные, водные, воздушные) и размещения (новые отели, отели, представляющие историческую ценность и т.д.), степень приверженности конкретному отелю, отношение к рекламе, новинкам рынка, чувствительность к обслуживанию и т.п.
Группа 4. Демографические критерии. Сегментация потребителей по демографическим критериям (пол, возраст, жизненный цикл семьи) относится к числу достаточно часто применяемых в туристическом бизнесе. Это объясняется устойчивостью данных характеристик во времени и наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи.
Задание
Изучите данные о сегментации рынка потребителей турпродуктов, представленные в таблице 2.
Таблица 1
Данные о рынке турпродуктов
Факторы, значимые для потребителей | Сегменты потребителей турпродуктов | |||||
Семейный отдых | Экстремальный отдых | Познавательный отдых | Оздоровительный отдых | Пассивный отдых | Деловой туризм | |
1. Период отдыха | *** | ** | ** | * | ** | *** |
2. Цена | ** | * | ** | ** | ** | * |
3. Условия размещения | *** | ** | ** | *** | ** | *** |
4. Экскурсионная программа | * | * | *** | * | * | ** |
5. Развлекательная программа | *** | * | ** | ** | *** | ** |
6. Наличие развитой инфраструктуры | * | * | ** | ** | * | *** |
7. Возможность изменения условий тура | *** | * | ** | * | ** | ** |
Обозначения: *** – очень важный фактор; ** – важный фактор; * – маловажный фактор.