Классификация анкетных вопросов: содержательные; функциональные (контрольные и вопросы-фильтры); функционально-психологические (контактные).

Функциональные: Вопрос-фильтр – применяется в случаях, когда искомая информация может быть получена только от определенной части респондентов. В-ф. может быть использован в самом начале анкеты с целью поиска потенциальных респондентов (например, «Есть ли у Вас дети?», если в качестве респондентов нужны только люди, имеющие детей). Или далее в анкете с целью продолжения опроса только строго определенной части респондентов (например, «Собирается ли Ваша семья в ближайшее время приобретать какую-либо бытовую технику? Если да, то …»).

Вопрос контрольный – разновидность вопроса в анкете; используется для проверки устойчивости, непротиворечивости, искренности ответов респондента.

Функционально – психологический: Вопрос контактный – разновидность вопроса в анкете; используется для установления контакта с респондентом, облегчения перехода от одного тематического блока анкеты к другому.

 

42 Способы формулировок закрытых вопросов анкеты: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы, вопросы ранжирования.

Вопрос дихотомический – способ формулировки вопроса в анкете, предлагающий респонденту выбрать один из двух альтернативных вариантов по принципу «да–нет».

Вопрос поливариантный (меню) – разновидность вопроса в анкете: респонденту предлагается «веер» различных вариантов ответов, не альтернативных друг другу, из которых можно выбрать несколько наиболее подходящих (как правило, не более трех).

Вопрос-диалог – способ формулировки вопроса в анкете, при котором респонденту предлагается два или более суждения (распространенных мнения) по какой-либо проблеме, из них необходимо выбрать то, с которым он согласен.

Вопрос-иллюстрация – способ формулировки вопроса в анкете, при котором респонденту предлагается несколько картинок для выбора одной. Применяется в случае, когда получить достоверную информацию, используя словесные формулировки, невозможно или сложно, а также для внесения разнообразия в процесс интервьюирования или анкетирования, установления контакта.

Вопрос ранжирования – способ формулировки вопроса в анкете, при котором респонденту предлагается выстроить определенный рейтинг, проранжировать важность для него перечисленных вариантов ответов (например, «Что Вы любите больше: шоколад, пирожные, мороженое?»).

Вопрос шкальный – способ формулировки вопроса в анкете, при котором респонденту предлагается выразить своё отношение, используя определенную шкалу.

43 Вопросы, «сложные» для респондентов. Этические требования к содержанию вопросов анкеты.
Трудный вопрос
— это вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печатного текста. Доля трудных вопросов колеблется от 10 до 40%. Чем профессиональнее составлена анкета, тем ниже доля подобных вопросов. Трудный вопрос ведет к пропускам, формальным отпискам, комментариям на полях. + тетрадь