Разновидности социологического опроса: анкетирование. Специфика применения. Достоинства и недостатки. Применение анкетирования в социальной работе.
Анкетированиепредставляет собой письменную форму опроса, осуществляющуюся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
- анкета должна быть достаточно простой.
- заполняя анкету самостоятельно, респондент, прочитав вопрос неверно, может дать неверный ответ
- при самостоятельном заполнении анкеты респондент может пропустить вопросы
- низкий процент заполнения открытых вопросов
- влияние третьих лиц
- дешевый и быстрый способ
Разновидности социологического опроса: интервьюирование. Специфика применения. Достоинства и недостатки. Применение интервьюирования в социальной работе.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.
- более долговременный способ
- большое количество специалистов, которые будут собирать информацию
- сводится к влиянию третьих лиц
- получены все ответы
- анкета более сложная
В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью:
формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;
полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;
неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.
Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:
- подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;
- начало;
- основная часть;
- завершение;
- обработка результатов.