Разновидности социологического опроса: анкетирование. Специфика применения. Достоинства и недостатки. Применение анкетирования в социальной работе.

Анкетированиепредставляет собой письменную форму опроса, осуществляющуюся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

- анкета должна быть достаточно простой.

- заполняя анкету самостоятельно, респондент, прочитав вопрос неверно, может дать неверный ответ

- при самостоятельном заполнении анкеты респондент может пропустить вопросы

- низкий процент заполнения открытых вопросов

- влияние третьих лиц

- дешевый и быстрый способ

 

Разновидности социологического опроса: интервьюирование. Специфика применения. Достоинства и недостатки. Применение интервьюирования в социальной работе.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

- более долговременный способ

- большое количество специалистов, которые будут собирать информацию

- сводится к влиянию третьих лиц

- получены все ответы

- анкета более сложная

 

В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью:

формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;

полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;

неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

- подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

- начало;

- основная часть;

- завершение;

- обработка результатов.